Значение фразеологизма «Каинова печать»: как его понимать

Значение фразеологизма Каинова печать: как его понимать Значение фразеологизма «Каинова печать» отсылает нас к библейскому преданию. Согласно ему, это был особый знак, метка, наложенная Богом

Значение фразеологизма «Каинова печать» отсылает нас к библейскому преданию. Согласно ему, это был особый знак, метка, наложенная Богом на Каина, сына Адама и Евы, после того как тот совершил братоубийство. Что же значит выражение «Каинова печать»
…Каин был первым рожденным, а не сотворенным Богом человеком. Он стал первенцем у Адама и Евы, рожденным после их грехопадения и изгнания из Рая. Каин имел младшего брата по имени Авель. Он стал скотоводом и пастухом, тогда как Каин возделывал поля и работал в саду.
Однажды, как говорится в предании, Каин и Авель принесли Богу свои жертвы. Авель ягненка, а Каин первые колосья пшеницы и плоды нового урожая. Но Господь дары Авеля принял благосклонно, тогда как каинову жертву оставил без внимания. Некоторые комментарии к Ветхому Завету указывают, что старший брат поступил неподобающим образом, принеся к алтарю незрелый хлеб и порченые плоды. Однако сама Библия об этом умалчивает.
После того как Бог не принял жертву Каина, тот, будучи завистливым и угрюмым от рождения, затаил на брата обиду. Каин считал, что, поскольку он первый из рожденных на земле людей, то и прав имеет больше, поэтому его жертва, несомненно, благосклонно будет принята Богом, какой бы она ни была. Но этого не произошло. И озлобившийся Каин обманом заманил Авеля в поле и убил его. Это стало первой попыткой человека исправить в мире то, что не нравилось лично ему. Тем самым Каин начал череду убийств, творящихся на земле.
Тогда Господь проклял Каина, наложив на него печать изгоя и убийцы. Однако назначение печати было не только в том, чтобы все узнавали, кто перед ними, но и в том, чтобы никто не смог навредить преступнику, ибо сказал Господь, что того, кто поднимет руку на Каина, ждет страшная судьба.
По словам Папы Иоанна XXIII, которые тот высказал во время одной из устных бесед, «вид обезображенного Каина, отмеченного печатью отвержения, внушал страх, ужас и отвращение».
Но что же сегодня мы вкладываем в значение фразеологизма «Каинова печать» Под этим выражением можно понимать и некую «тень преступления» на лице у человека, уже совершившего неправедный поступок, и настоящее клеймо, подобное тому, которое позже выжигали на лбу у преступников.
Однако нельзя с достаточной долей уверенности утверждать, что же точно значит «Каинова печать» и как именно Бог отметил Каина. Некоторые ученые, в частности английский востоковед и библеист Уильям Робертсон-Смит, еще в конце XIX века утверждали, что знаки отличия, подобные Каиновой печати, были распространены среди племен различных народов. Это могла быть прическа или рисунок на теле (татуировка). Но вряд ли такое возможно, если речь идет не об узкой традиции, а о событии, действительном для всего человечества так, по мнению Иоанна Златоуста, братоубийца своим видом должен был убедить всех «не покушаться на подобные дела, чтобы не потерпеть таких же наказаний» (полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста). Тем более что, согласно Ветхому Завету, проклятие пало не только на самого Каина, но и на землю, по которой он ходил и на которую он пролил кровь брата. Она больше не могла его прокормить. Поэтому Каин вынужден был стать скитальцем.
Следовательно, отвечая на вопрос: «Что значит Каинова печать» — говорить, вероятно, нужно о некоей метафорической метке изверга и убийцы, «клейме преступления», признаке порочности человека. Один из комментаторов Писания и Талмуда Шломо Ицхаки (Раши) поясняет, что, возможно, это была одна из букв имени Всевышнего, которую он начертал на лбу у Каина. Этот знак должен был внушить окружающим и людям, и диким зверям страх перед ним. Однако имя Бога имя табуированное, так называемый «тетраграмматон» (четырехбуквенное непроизносимое слово). Впервые это понятие встречается в Торе. Имя Господа и не могло быть названо, поскольку оно выражение сущности, а Бог, согласно Книге книг, вездесущ и неопределим. Таким образом, смысл выражения «Каинова печать» подводит нас к более глубинному пониманию значения этого фразеологизма.
Тот же явленный так или иначе знак становился и благодеянием, защитой Бога, поскольку должен был вернуть преступнику уверенность в себе. Прежде всего для того, чтобы рассеялись злоба и отчаяние, и он нашел в себе силы, чтобы раскаяться. Поэтому у другого знатока Талмуда, Авраама Ибн Эзры, появились все основания говорить о том, что Каинова печать это «знамение божье», «чудо», которое он сотворил для Каина. Этот знак появляется на лице у того, кто исполнил заповедь и признал, что находится целиком во власти Всевышнего и под его защитой.
Итак, если кратко: значение фразеологизма «Каинова печать» сообщает о преступных замыслах какого-либо человека, либо что на нем уже лежит тень совершенного проступка. А имя Каин является нарицательным для указания на злобную, завистливую личность, способную на низость, предательство, часто уже совершившую какое-либо преступление.
Не случайно древнерусская языковая параллель приводит нас к слову окаяти(«проклясть»), старинному аналогу слов окаянный и неприкаянный. А в церковно-славянском языке существует слово каяться, т. е. исповедоваться в своих грехах, признаваться в них.

Значение фразеологизма Каинова печать: как его понимать Значение фразеологизма «Каинова печать» отсылает нас к библейскому преданию. Согласно ему, это был особый знак, метка, наложенная Богом

Значение фразеологизма Каинова печать: как его понимать Значение фразеологизма «Каинова печать» отсылает нас к библейскому преданию. Согласно ему, это был особый знак, метка, наложенная Богом

Значение фразеологизма Каинова печать: как его понимать Значение фразеологизма «Каинова печать» отсылает нас к библейскому преданию. Согласно ему, это был особый знак, метка, наложенная Богом

.

Ваш комментарий