Мир красоты
..» история глубочайшей любви Бориса ПастернакаБорис Пастернак оставил после себя шлейф противоречивой информации. Да и при жизни его сложно было назвать простым человеком. Он был дважды женат. Первая жена Евгения интеллектуалка, бледная творческая личность. Вторая Зинаида типичная домохозяйка, грубая и основательная. Тогда откуда же взялась Лара, утонченная и воздушная, любимая и воспетая Юрием Живаго, прототипом которого, очевидно, был сам писатель Это очень интересная одногописателя и одной очень большой любви. Гораздо большей, чем возможно себе представить.
Красивая женщина, правда Это Ольга, о ней вы прочитаете ниже
Борис человек влюбляющийся, чувственный и чувствительный, очень ранимый, но при этом сильный. Высокий, мощный, красивый, проживший невероятно сложную, но все же долгую жизнь, больше 70 лет. В основном он писал стихи и переводил с различных языков. Его самые известные переводы это «Фауст» Гёте, многое из Шекспира и пьеса «Мария Стюарт». В прозе (хоть и частично в стихах) он написал только одно значимое произведение роман «Доктор Живаго».
Книга писалась изначально с пониманием того, что скорее всего ее не напечатают. Это был, как сказали бы сейчас, некоммерческий проект, поэтому длился он долго, в промежутках между заработками для двух семей своей, где правила Зинаида, и чужой, где была его любовь.
Первый брак не оставил в Борисе практически никаких оттенков, кроме разве что жизненного опыта. Второй брак был неудачным, но крепким. Во-первых, Пастернак увел жену у друга гениального пианиста Генриха Нейгауза. Во-вторых, он не готов был разводиться во второй раз, потому что ощущал огромное чувство вины перед Зинаидой.
Лара же это отражение Ольги Ивинской, правой руки Пастернака, его творческого ангела, музы, его мученицы. Во многом, но не во всем. Ее прошлое выписано все же со второй жены, Зинаиды. Ее, как и Лару, в ранней юности соблазнили. Это был кузен, с которым они встречались в специально снятой для этого квартире. Лару же, героиню романа, полюбил адвокат Виктор Комаровский, который гораздо старше ее.
Зинаида рассказала Борису о своем унижении специально, чтобы охладить его пыл и влюбленность. Гораздо позже Борис раскаивается в том, что все же увел жену друга. Он спустя годы понял, что любил не ее, а его, его талант и гений. Зинаида казалась частью друга.
Тем не менее, рассказ Зинаиды о ее горьком опыте нашел отражение в «Докторе Живаго». Чувственно, красиво и печально рассказывала о себе Лара:
«Я надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны, в ложном, бульварном толковании самоуверенного пожилого тунеядца прежнего времен, всем пользовавшегося, все себе позволявшего».
Но вся остальная Лара это Ольга. Он встретил ее, когда ему было уже около 50. Она была на 20 лет моложе. Красивая, обворожительная, она работала в журнале «Новый мир». Они быстро и легко полюбили друг друга. Их объяснения проходили пламенно, красиво.
Очень красивая пара
Ольга не была простым человеком, хоть и почитала Пастернака практически за божество еще до личного знакомства с ним. К моменту встречи она похоронила двух мужей, поэтому злые языки говорили очень и очень много об их отношениях. Сказалось на ее судьбе и то, что Пастернак не был готов оставить Зинаиду. Он до последнего не разводился, хотя она уверяла, что ей необходима защита его фамилии. Особенно тогда, когда на него начались гонения, но публично заставить страдать его власть не могла, поэтому отыгрывалась на его любви. И не на Зинаиде, конечно, а на Ольге.
В частности, в 1949 году сотрудники НКВД пришли не к нему с повесткой, а к ней. В чем ее только не обвиняли… Но итог один приговорили к пяти годам трудовых лагерей. Правда, отработать она успела только половину срока, поскольку умер Сталин и была объявлена амнистия. Но и эти годы наверняка казались ей вечностью.
Ольга уже в тюрьме обнаружила, что беременна от Пастернака. И ведь ей было уже под 40! Это сейчас поздний ребенок не кажется чем-то удивительным, тогда же рожали в основном гораздо раньше. К тому моменту, кстати, у нее уже было двое детей мальчик и девочка. Дочь Ирина стала Пастернаку как родная. Своих дочерей у него не было, только два сына. В жутких условиях заключения Ольге из-за ее положения делали поблажки: после ночных допросов разрешали спать днем, а также кормили лучше, чем других. Никто не осмеливался открыто поднимать руку на женщину, носящую ребенка Пастернака. Но хитрость, ужас и подлость НКВД не знает границ: Ольге сказали, что ее ожидает Борис, повели в соседнее здание, где завели в отдельную комнату, дверь захлопнулась… и оказалось, что это морг. В нем она, обессиленная, обманутая, провела некоторое количество времени, от отчаяния сидя на полу. От этого случился выкидыш. Хотя был уже шестой месяц.
После освобождения она беременела снова, но ребенок родился преждевременно и мертвым.
Слева юная Ольга, справа перед вторым арестом. Какой же уставший, но мощный взгляд…
После ее возвращения из лагерей Борис продолжил работу над романом. Через какое-то время он решился, пообещал ей оставить Зинаиду, они все обсудили и назначили дату отъезда, но за полдня до него он пришел и раскаялся: не может уйти. Так и жил на два дома до самой смерти…
Она выправляла его черновики. Она помогала, набирала текст. Она была музой для всех его стихов. Она общалась с властями, с издательствами, со всеми, кто был необходим для выпуска его работ. Лишь бы Борис писал и не отвлекался от творчества. Но он так и не защитил ее: после его смерти, о которой она знала только от сиделок, которые приходили к ней каждый день во время его агонии (Зинаида так и не пустила ее на порог), ее арестовали вновь. И недописанную пьесу тоже отобрали.
И ни Хрущев, ни Ельцин никто не вернул ей, дожившей до 83 лет, письма Пастернака, изъятые при арестах.
К Ольге отношение двоякое. Одни считают, что она разрушила его брак. Другие, что без нее не было бы половины его творчества. Одни говорят, что если бы он жил и творил «как все», а не в этих странных отношениях, не было бы таких гонений на этого гордого человека. Другие говорят о том, что она и только она спасла его, уговорив подписать письмо Хрущеву с просьбой не высылать его из страны. В любом случае, она подарила миру одно из величайших творений (и одно из моих любимых произведений в российской классике) «Доктора Живаго». Смешно, но слова Пастернака
«Это все ты, Лелюша! Никто не знает, что это все ты, ты водила моей рукой, стояла за моей спиной всем, всем я обязан тебе»
власти трактовали как то, что автор книги не Борис, а Ольга. И именно за это второй раз и сослали ее в лагеря.
На это обвинение, кстати, Ольга ответила резко: «Вероятно, вы никогда не любили женщину и не знаете, как любят, и что в это время думают, и что в это время пишут».
Я прочитала удивительную книгу о жизни Пастернака и Ольги, поэтому вас ждет цикл постов об этом романе и этом авторе. Подписывайтесь на группу, чтобы не пропустить и ставьте лайки. Спасибо!
Источник: Яндекс Дзен, канал: чопочитать