Мир красоты
Часто по травмой имеют ввиду переживание негативных чувств.
(Психологически подкованные родители часто пугают себя тем, что нанесут ребенку травму, если в чем-то его ограничат или доставят какое-либо неудобство.)
Тут важно разделить, что является стрессом, фрустрацией, а что становится травмой.
Неприятности – большие и маленькие, горести и горе, так или иначе попадаются на пути каждого человека, и сталкиваясь с ними мы реагируем – пугаемся, злимся, грустим, тоскуем, отступаем или защищаемся, придумываем способы адаптироваться, чтобы, в конечном итоге, восстановить переживание связности и доверия к жизни. Под термином саморегуляция имеется ввиду как раз это.
Переживание – погрузиться в ситуацию, переварить ее — почувствовать, обдумать, адаптироваться – и при этом не разрушиться, не выключить в себе те или иные стороны.
Возможно – измениться, расширить или сузить взгляд на что-либо, но – главное – не потерять себя, не стать «меньше» и получить опыт, который есть возможность использовать для себя, присвоить, осмыслить.
Чем серьезнее испытание, которое нам встречается – тем больше ресурсов нужно, чтобы «переварить» его; ресурсов временных, эмоциональных, физических, умственных.
Для переживания некоторых ситуаций может не хватить времени — слишком быстро все произошло или слишком большой объем состояний, которые нужно через себя пропустить; может не быть возможности соприкоснуться с эмоциями; не хватить понимания того, что происходит; или людей, которые могут объяснить, помочь перетерпеть, дать защиту.
И вот эта невозможность переварить происходящее и ведет к тому, что ситуация из стрессовой, которая будет трудной, болезненной, но не разрушительной, превращается в ситуацию травмы, для которой характерно переживание полной беспомощности, смертельного страха, замирания и дальнейшей диссоциации.
Если травма не убила – человек продолжит жить, как-то впишет ее в свою историю, но «уменьшится», потеряет доступ к некоторым своим психическим составляющим – к эмоциям, к уверенности, доверию, энергии.
Травма расщепляет – не дает соприкасаться с ситуацией и дальнейшей жизнью в полноте переживания, потому что невозможно было событие во всей полноте пережить.
Поэтому восприятие становится Уже – понимать, но не чувствовать; чувствовать, но не осознавать; хотеть, но не делать; делать, но автоматически, безжизненно.
В дальнейшей жизни в случаях схожих с ситуацией травмы – человек попадает в травматическую воронку, когда соприкосновение с чувствами не ведет к пониманию ситуации и адаптации, а ведет к замиранию, переживанию ужаса, беспомощности и диссоциации.
И эти переживания страха и бессилия — совсем не те чувства с которыми «надо побыть».
С ними, безусловно, рано или поздно нужно будет «побыть», но когда будет доступен ресурс для их переживания, поддержка – и внутренняя, и внешняя.
И работа с травмой – это работа на накопление ресурсов, на умение ими пользоваться, на разотождествление с травмированной частью в себе.
И лишь затем – работа на проживание трудных чувств.
Автор: Анна Соловьева