Мир красоты
Как известно, в лечении, политике и воспитании детей у нас разбираются все подряд. В этом можно убедиться, постояв в очереди к аптечному окошку: соседи обязательно расскажут вам, какая таблетка лучше «от головы», какая «от живота».
С некоторыми поправками можно сказать, что за 500 лет в этом плане не изменилось ничего. При Иване Грозном наши соотечественники точно так же не доверяли врачам и упоённо предавались самолечению, проводя время в аптеках.
Понюхать пороху
Другое дело, что аптек как таковых тогда всё-таки не было. Вернее, были, но назывались по-другому зелейные ряды или зелейные лавки. Первоначально словом «зелье» называлась трава вообще и капуста в частности. Но к XVI столетию за ним чётко закрепилось другое значение. Зелье это что-то сложное, хитроумное, таинственное, чем можно моментально и вылечить, и убить человека. Недаром артиллерийский порох тогда называли не иначе как «огневое зелье».
А вот само слово «порох» тогда относилось только и исключительно к лекарствам. Вернее, к одной из форм приготовления препарата. Таких форм было множество «мазыни» (мазь), «масла духовитые» (эфирные), «пластури» (пластырь), «леваши» (пастилки), «горошки подъязычные» (пилюли) и «водки травные» (спиртовые настойки). Но самыми популярными были как раз «порохи», то есть порошки.
Кое-какие «порохи» можно было изготовить и самостоятельно. Так, одним из излюбленных кровоостанавливающих средств в Московской Руси был «порох берёзовый», то есть жжёная кора, растёртая в порошок, универсальная присыпка для открытых ран и язвочек. Другие «порохи» приходилось искать по зелейным лавкам. Иностранцы неоднократно отмечали, что «московиты, особенно простолюдины, из-за грубой пищи часто страдают несварением и геморроем». Тут на помощь приходил старинный рецепт: «Возьми пороха гусятника, смешай с мёдом и маслом коровьим, и тем смазывай от болести почечуйной». «Болесть почечуйная» это и есть геморрой, слово происходит одновременно и от «подтекать», и от «почёсывать». Гусятником или почечуйной травой именовали горец из семейства гречишных. «Сидельцы» зелейных лавок знали своё дело горец эффективно используется и в современной медицине.
То же самое касается и других медикаментов. Бытописатели Москвы, особенно деятели «просвещённого» XVIII столетия, часто писали о прошедших временах пренебрежительно всё, что было до Петра Великого, казалось им дикостью и варварством. Так, историк Михаил Чулков, не стесняясь, говорит: «До 1701 г. был в Москве зелейный ряд и по улицам многие зелейные лавки, где продавали всякие товары и шарлатанские масти, используемые вместо лекарств».
Фармация и коррупция
Если здесь что и можно назвать шарлатанским, то это только способ, с помощью которого торговцы добывали сырьё. Да и то вернее будет сказать не «шарлатанский», а насквозь коррупционный.
Москвичи очень любили лечиться. Соответственно спрос на лекарственные препараты был крайне велик, недаром зелейные ряды по капиталу и торговому обороту шли вровень с мясными и овощными. К тому же именно они были основными поставщиками готовых лекарств для стрелецких полков. Так что спрос нужно было удовлетворять, а своих мощностей у торговцев не хватало. И в ход была пущена остроумная схема. Московские «зелейные сидельцы» каким-то образом вышли на главу тогдашнего правительства, князя Ивана Борисовича Черкасского. Он пользовался полным доверием первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. И при этом был жаден до денег. Какую сумму ему посулили неизвестно. Но именно он «продавил» новую повинность для государственных крестьян ягодную.
Разумеется, в виду имели не чернику и землянику. Главной «медицинской ягодой» тогда считались плоды можжевельника. На их основе приготавливали «водку апоплектику» спиртовую настойку, которая считалась чуть ли не панацеей. Её применяли при водянке, при заражении глистами, при болезненных менструациях и слабом пищеварении. Масло из ягод считалось отличным средством от головной боли, от застарелого ревматизма и суставных опухолей. Ягодами, растёртыми с барсучьим или медвежьим жиром, довольно эффективно лечили туберкулёз, особенно на ранних стадиях. Их также использовали при желчнокаменной болезни, воспалении мочеполовой системы, язвенной болезни желудка, а ещё при гастроэнтеритах, вздутии кишечника, изжоге… Иными словами, синенькие можжевеловые шишечки были альфой и омегой русской фармакологии.
И можжевельник пошёл в Москву потоком. Сначала ягодной повинностью обложили только ярославских, тверских и костромских мужиков. Потом её ужесточили и распространили на другие области страны. А ещё позже к можжевельнику добавили прочие лекарственные растения. Всё это вместе по-прежнему называли ягодной повинностью, хотя собственно ягоды там занимали немного места. Из Казани возами везли высушенный гусятник, ту самую «почечуйную траву». Из Воронежа и Саратова «солодковое коренье, осеннее и вешнее», из которого делали лакрицу. Из Рязани «кошкину траву и коренье», всем знакомую валериану. Из Сибири зверобой и сосновые почки. Из южных областей, например из Астрахани, полынь цитварную. Специализация по растениям была такова, что брезговали даже подмосковной рябиной её специально везли из суздальского села Невежино, где собирали в Андреевском лесу.
При таких поставках сырья московские зелейные лавки очень быстро стали реальными медицинскими центрами, где не только продавали лекарства, но и учили ими пользоваться. Результатом стало распространение самопальных лечебников. Между прочим, кое-какие советы XVII века вполне пригодны и сейчас. Например: «Ежели учинится глиста, тою глисту надобно лекарствами утомити и обессилити, чтобы она в клубок вместилася, а и от кишок бы отстала, и как она от кишок отстанет и в те поры мочно её на низ согнати, для чего дай рябины дикой невежинской в молоке коровьем, либо полыни цитварной в молоке козьем».