Мир красоты
Советская писательница, кинодраматург
20 марта 1905 — 3 марта 1973
Вера Фёдоровна Панова родилась (7) 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону. В раннем возрасте потеряв отца, Панова прожила трудное трудовое детство. Занималась самообразованием, с юности писала стихи. C 17 лет работала в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон», затем в других ростовских изданиях. В 1940 году Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио. Первую повесть написала в 1945 году — «Семья Пирожковых» (в новой редакции 1959 — «Евдокия»). Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов на фронт, впечатления от которых послужили фактической основой повести «Спутники», увидевшей свет в 1946 году (Государственная премия СССР, 1947). В 1947 году выходит ее роман «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию. В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: «Ясный берег» (1949), «Сентиментальный роман» (1958), «Времена года» (1953). В 1955 году повестью «Сережа» открывается цикл произведений Пановой о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и другие. В середине 1960-х годов писательница обращается к жанру исторической повести. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. В 1966 году появляется цикл исторических повестей «Лики на заре». Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: «Метелица» (1957), «Проводы белых ночей» (1961), «Еще не вечер» (1965). На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены фильмы: «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и девочка» и другие. Умерла Вера Фёдоровна Панова 3 марта 1973 года в Ленинграде.
«На всю оставшуюся жизнь».
Премьера четырехсерийного фильма, поставленного великолепным режиссером Петром Фоменко по повести Веры Пановой «Спутники», состоялась в 1975 году. Сюжет фильма незамысловат и негромок: все действие происходит в замкнутом пространстве «поезда милосердия», как называли его раненые солдаты. Нет в этом рассказе ни впечатляющих батальных сцен, ни жестоких боев лицом к лицу с врагом. Но крови и страданий на долю героев выпадает с лихвой: бомбежки, разорванная плоть бойцов, стоны, страдания и гибель раненых, потеря товарищей…
И изматывающий, без сна и отдыха труд врачей и санитарок, сотрудников этого госпиталя на колесах, которые каждый день становятся свидетелями чьего-то горя, страдания, сломанных и раздавленных войной судеб…
Писательница Вера Панова писала свою повесть, что называется, с натуры: она сама несколько месяцев провела в таком госпитале на колесах. А соавтором режиссера Петра Фоменко в написании сценария для фильма был родной сын Веры Пановой — Борис Вахтин. Они же — Фоменко и Вахтин — , так же совместно, сочинили и эти пронзительные стихи для песни, ставшей лейтмотивом фильма.