Мир красоты
Специалисты считают, что обнаруженные волосники принадлежали знатным женщинам, возможно имевшим отношение к царской семье: шелк и золотые нити в XVI–XVII веках стоили дорого и были недоступны простым, пусть даже и обеспеченным горожанам.
Волосником на Руси называли шапочку, сплетенную из золотых нитей, с шелковым очельем. Замужние женщины носили волосник под платком, чтобы ни одна прядь не выбивалась из-под покрова: быть простоволосой считалось большим грехом.
Головной убор замужней женщины на Руси был сложным и состоял из нескольких предметов — волосника, кокошника, или кики, убруса, или платка. Волосник был базовой частью убора: его кружевная, сетчатая верхняя часть придерживала забранные волосы и не давала им спутываться и выглядывать из-под платка, а очелье (тканевая полоса с орнаментом) стягивалось на затылке и плотно облегало голову. Таким образом верхний головной убор средневековой женщины защищался от грязи.
Чаще всего очелье делали из красного шелка: красный цвет на Руси имел особое значение. Он символизировал праздник, радость и власть. Чтобы придать очелью индивидуальность и магическую силу, на нем вышивали золотой орнамент — уникальный для каждого волосника. Символический узор должен был оберегать хозяйку убора от сглаза и злых духов.
Помимо основных функций защиты от ненастья и эстетической стороны, одежда выполняла еще и защитно-охранительную функцию, указывала на статус владельца. Веками на Руси при изготовлении каждого предмета одежды уделялось большое внимание цвету и орнаментации. Следует указать, что волосник был одним из значимых защитно-охранительных элементов костюма русской замужней женщины, в котором цвет и орнамент имели очень важное символическое значение. Подавляющее большинство известных очелий (исключение составляют лишь очелья из тканых золотных лент) выполнено из шелковой ткани красного цвета. И это не случайно. Красный цвет на Руси имел особое значение. Он символизировал солнце, радость и веселье. Красному цвету приписывались чудодейственные свойства, он являлся наиболее распространенным средством против сглаза , его связывали с плодородием. Очелье иногда оставляли гладким, но в большинстве случаев расшивали металлическими прядеными и цветными шелковыми нитями.
Вышитый орнамент очелья состоял из элементов, являющихся символами-оберегами и символами-помощниками. Основным композиционным элементом шитья практически каждого волосника является древнейший символ — Древо Жизни (Мировое древо), трактуемое как прославление жизненной силы природы и плодородия в народном сознании, а также символ семьи и продолжения рода. Древо всегда является центральным элементом композиции. Чаще всего на очельях изображаются или только древа (обычно их 7), или древа, чередующиеся животными-символами или птицами-символами, движение которых направлено к центру (как правило, 5 древ и 4 животных или птиц). Изображение древа, фланкированного оберегающими животными или птицами широко представлено в прикладном искусстве Древней Руси, в вышивке средневековья, а также в искусстве разного времени многих стран мира.
На очелье изображены древа, чередующиеся с бегущими единорогами. Их движение направлено к центру композиции – центральному древу. Среди известных на сегодняшний день волосников имеется еще один с изображением единорога. Этот волосник происходит из неизвестного захоронения Зачатьевского монастыря в Москве. Композиция вышивки очелья необычна, т.к. изображает борьбу единорога с фантастическим животным и водоплавающей птицей, вероятно, символизирующую борьбу добра со злом.
Единорог символизировал женское целомудрие и духовную чистоту, а также человека, не забывающего о Боге и возносящего молитвы. С древности изображение единорога было широко распространено по всей Европе. В XVI-XVII вв. мы встречаем его на гобеленах, и других декоративно прикладных изделиях.Единорог вошел в искусство Руси не позднее XI в. (более известный под названием Индрик), но наибольшую популярность получил в середине XVI в. В 60-е гг. XVI в. единорог становится личным знаком Ивана Грозного и неотъемлемым геральдическим символом московских государей. Изображения этого мифического животного появляются на печатях и эмблемах, царских и государственных предметах (на троне, на знаменах), получают широкое распространение в деталях архитектуры, в отделке интерьеров, в предметах декоративно-прикладного искусства, в том числе, золотной вышивке.
Очелье практически каждого волосника декорировано идущим по нижнему краю растительным побежком (бегунком), обозначающим вечное обновление жизни.