История. Советские бронепоезда.

История. Советские бронепоезда. «Как из-под земли»  так о бронепоездах говорили даже свои, советские, солдаты. Настолько их натиск был «из ниоткуда». Эффект неожиданности, впрочем, лишь «фишка».

«Как из-под земли»  так о бронепоездах говорили даже свои, советские, солдаты. Настолько их натиск был «из ниоткуда».
Эффект неожиданности, впрочем, лишь «фишка». А смысл «Илья Муромец», например, вообще имел славу передвигающегося «конца света»  это первый бронепоезд, на котором была установлена реактивная система залпового огня «катюша». Под Сталинградом, Курском, Ковелем и Варшавой «Илья Муромец» на скорости «разминался»  давал залп из двух установок БМ-824 и стирал с лица земли всё живое в округе до четырех гектар. А потом включались «катюши». Фашисты звали его «Русским призраком».
Хотя поначалу бронепоезда (их в 1941-м, оборудованных артиллерийскими и зенитными установками, было лишь 78) использовались как «сторожа». Они охраняли небо над железнодорожными станциями и перегонами от вражеской авиации. Сторож включал в себя бронепаровоз, четыре артиллерийские площадки с пушками от танков Т-34, бронеавтомобиль, переделанный для движения по железной дороге, две площадки с зенитными установками, несколько платформ для ремонта полотна. Обслуживал его экипаж от 20 до 35 человек. Но логика войны внесла свои коррективы. Уже в начале 1942 года на вооружение Красной армии поступили иные бронепоезда  разведывательно-наступательные. Их и оснастили легендарными «катюшами», танковыми башнями с утолщённой броней.
Фото 1:Замаскированный ветками советский бронепоезд. Август 1941 года. Источник: «Дилетант»
«Илья Муромец»  один из именных бронепоездов. Имена давались тем, кого собирали на народные средства. «Муромца» армии подарили жители города Муром. На нём было установлено 12 пулемётов, четыре танковых орудия Ф-34 и четыре зенитных пушки. Во многом из-за неожиданности удара «катюш», высокую скорость хода и сокрушающую мощь фашисты и прозвали этот поезд «Русским призраком». 
После боя под украинским Ковелем в 1944 году он стал легендой. Там, по многим свидетельствам, «Илья Муромец» лицом к лицу столкнулся с бронепоездом «Адольф Гитлер», который был обращён в бегство. Правда, и «Муромец» не доехал до Берлина: фашисты разрушили мост через Одер.
Говорят, что такого боя не было. Мол, и о бронепоезде имени фюрера нигде никогда не упоминалось, и описание сражения разнятся  то позиционная дуэль, то блобовое противостояние Версий много. Большинство историков сходятся во мнении, что сражение у Коваля всё-таки действительно было. И уж никто не подвергает сомнению славный боевой путь «Муромца». 
Таких историй  с «Козьмой Мининым» (на свои деньги собрали жители Нижнего Новгорода), с «Железняковым» (подарок Новосибирска), с бронепоездом «Смерть фашистам» (рабочие Москвы)  много. «Железнякову» немцы под Минском дали кличку «Зелёный призрак»  за маскировку и «стреляющий» лес. «Минина» на Курской дуге за 15 сбитых немецких истребителей звали «Летающей бронёй», «Смерть фашистам» под Новгородом  «Адом на колёсах».
Особняком в дивизионе бронепоездов стоит «Балтиец». Он с 1941 по 1944 год верой и правдой служил ленинградцам и оказал неоценимую помощь в прорыве блокады. «Отличить моряка с «Балтийца» было нетрудно, по первым же его репликам по чувству гордости за своего «Бориса Петровича», как называли бойцы свой бронепоезд,  вспоминал писатель Лев Успенский о бронепоезде, куда он был откомандирован в сентябре 1941 года.  Почти полная  для фронта, конечно,  безопасность работы: бронепоезд всё время был в боевой обстановке, а потерь не имел или имел минимальные». 
Век бронепоездов оказался короток. К концу Второй мировой стало ясно, что рядом со значительно усовершенствованной артиллерией уровень бронепоезда  это легкобронированная техника. Ещё один минус: поезд привязан к железнодорожным путям, что снижает мобильность. Да и для авиации он перестал быть сложной целью. Так наступило время, когда бронепоезд можно увидеть только в музее.
Из:diletant.

Источник

Ваш комментарий