Мир красоты
Интерес к космосу появился в человеческом обществе очень давно. Даже племена, стоящие на начальных этапах эволюционного развития, связывают с небом и созвездиями явления своей повседневной жизни. Загадочные и недоступные просторы открылись для людей всего мира, с первым полетом человека в космос.
Загадочные и недоступные просторы открылись для людей всего мира, с первым полетом человека в космос. Первопроходцем стал совсем еще молодой человек, 27-летний летчик-испытатель Юрий Гагарин, совершивший виток вокруг нашей планеты.
Запуск корабля «Восток» производился с космодрома Байконур, расположенного в Казахстане. Ракета-носитель стартовала весенним апрельским утром, в 9:07 по московскому времени. Совершив полный оборот по околоземной орбите, летчик-космонавт Юрий Гагарин провел в корабле 1 час 48 минут. Приземление состоялось в сельской местности Саратовской области, когда пилот катапультировался из капсулы летательного аппарата и мягко спустился на парашюте.
С тех пор день 12 апреля навсегда стал символически связан с рождением космонавтики в современной земной цивилизации. Начиная с 1969-го года, отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, инициированный членами Международной федерации авиации. В 2011-м году Генеральная ассамблея ООН предложила отмечать 12 апреля Международный день первого космического полета, осуществленного человеком. На родине Юрия Гагарина апрельская дата больше известна под наименованием День космонавтики.
Космический корабль «Восток», на котором был совершен первый в мире полет человека за пределы родной планеты, был создан в Советском Союзе. Началом для дорогостоящего и престижного проекта послужило специальное Постановление ЦК КПСС, в котором перед учеными и конструкторами была поставлена задача разработать и запустить в космос, не просто спутник, а пилотируемый корабль. Главной научной организацией, ответственной за реализацию Постановления партии коммунистов, было назначено ОКБ1, под руководством генерального конструктора Сергея Королева.
Над созданием ракеты-носителя с пилотируемым управлением работали лучшие инженеры и физики. Ставший впоследствии космонавтом, инженер Константин Феоктистов, отвечал за создание общего проекта летательного аппарата. Заместитель главного конструктора, Борис Черток, работал над узлами управления кораблем. Выдающиеся физики Виктор Легостаев и Борис Раушенбах разработали уникальную систему ориентации ракеты в пространстве. На космическую программу, начиная с мая 1959-го года, работало более сотни проектно-инженерных и промышленных организаций.
Благодаря самоотверженному труду увлеченного и талантливого коллектива, за короткий срок было создано 2 варианта летательных аппаратов. Среди них: 1К предназначался для беспилотных экспериментов, а 3КА для управляемого космонавтом полета. Побочным продуктом научных разработок стал также разведывательный автоматический спутник, под обозначением 2К.
Поскольку технические возможности ракеты «Восток» были ближе к межпланетному спутнику, первый космический корабль не был способен самостоятельно маневрировать во время полета. Внутреннее пространство первого космического корабля состояло из 2-х отсеков. В одном из них помещалось место для пилота, а в другом находилось приборно-аппаратное оборудование, двигатель и тормозная установка. Общая длина корабля «Восток» составляла 4,3 метра, при максимальном диаметре корпуса 2,43 метра и массе 4,725 тонны.
Научные и конструкторские задачи решались в спешке, обусловленной политическими амбициями руководства страны. Партийные лидеры торопили Главного конструктора Королева, требуя, чтобы Советский Союз стал первым в удачном запуске человека в космос. Поскольку разведка сообщила, что у американских коллег все готово для отправки пилотируемого корабля в конце апреля, советские лидеры мечтали опередить соперников. Ускорение сроков старта ракеты-носителя с человеком на борту несло большой риск, так как многие узлы сложного аппарата были на стадии проверки и нуждались в серьезной доработке. Так, из-за цепочки сбоев в системе ориентации корабля, он оказался выше орбиты, что могло вызвать изменение запланированной траектории полета с непредсказуемыми последствиями.
Современные стандарты безопасности летального аппарата для пилота требуют 99%-й надежности, а у «Востока» этот показатель находился на отметке около 75%. По этим причинам, руководителями государства было заготовлено сразу 3 разных правительственных сообщения. Одно из них посвящалось успеху конструкторского коллектива и развитию советской науки. В другом предполагалось просить о помощи в поиске корабля, случайно приземлившегося на территориях иностранных государств. А третье содержало сообщение о трагической гибели летчика. Система торможения корабля при посадке, действительно, немного подвела, из-за чего корабль и кресло с Гагариным приземлились не в Волгоградской, а в Саратовской области.
У Первого космонавта было особое указание, на случай, если корабль приземлится на территории врага подорвать свою капсулу вместе с собой. Для того, чтобы разработки советский ученых не достались соперникам по космической гонке.
Для общественной жизни в стране развитие космонавтики являлось мощным рычагом политического воздействия, как на своих граждан, так и на отношения с другими странами. В мире происходил разгар борьбы между основными социальными системами, а в качестве инструментов использовались самые передовые технологии. Управление кораблем осуществлялось из конструкторского центра, находящегося на Земле. Поэтому в первом полете пилот являлся просто пассажиром, состояние которого отслеживалось для дальнейшей работы над космической программой и улучшением условий для людей, находящихся на борту ракеты. Для успешного осуществления полета, первый космонавт должен был отличаться большой выдержкой, смелостью и полным осознанием риска. Со всеми задачами Юрий Гагарин справился отлично, со своей особенной улыбкой, знакомой всему миру.
Полету предшествовали многочисленные тренировки и работа на технических тренажерах. Капсула для одного космонавта в первой ракете, обогнувшей Землю по орбите, была рассчитана на десятидневное пребывание в невесомости и отсутствии кислорода. За состоянием космонавта и рабочих систем велось постоянное наблюдение, с помощью радиометрических датчиков и телевизионных камер. Корабль был оснащен автоматическим управлением, при ориентации на Солнце, и ручным для поворота к Земле. С пунктом управления полетом космонавта связывал радио-телефон. Для надежности работы в еще неизученных условиях невесомости, многие системы жизнеобеспечения и контроля были продублированы.
Подготовительная программа испытаний ракеты-носителя у конструкторского бюро под руководством Сергея Королева происходила совсем не гладко. Опасение вызывала работа не только отдельных узлов корабля, но и слаженность всей системы. Очень приблизительная оценка риска составляла около 25%, но полет должен был состояться раньше, чем у американцев, даже при таких условиях, так как этого требовали условия «холодной войны».
Безопасность космонавта во время нахождения на орбите обеспечивалась специально разработанным и испытанным скафандром. Во время первых полетов летчики были вынуждены одевать на себя довольно громоздкое оборудование в виде герметичного комбинезона. В нем имелся запас кислорода для дыхания в течение 4-х часов, на тот случай, если бы произошла незапланированная разгерметизация капсулы. При преждевременном катапультировании кресла пилота, скафандр мог бы защитить человека от холода и нагрузок, начиная от высоты 10 км.
После удачных экспериментальных полетов собак в экспериментальных кораблях, в марте 1961-го года, на 12 апреля был назначен первый в истории запуск человека в космос. Юрий Гагарин провел на орбите 108 минут и был благополучно катапультирован в нужный момент. Через имеющийся в корпусе корабля «Восток» иллюминатор, житель Земли впервые смог увидеть родной голубой шарик со стороны. Яркие эмоции космонавт испытал во время взлета ракеты в полную неизвестность, когда сказал простое слово: «Поехали!». Не менее стрессовой ситуацией была также заключительная фаза полета, во время которой корабль снаружи вспыхнул огнем, из-за прохождения через плотные атмосферные слои. Космонавт сообщил на командный пункт, что он горит и успел попрощаться со всеми. Однако корпус ракеты благополучно справился с температурной нагрузкой, и Гагарин вернулся на родную землю
Детское увлечение аэропланами, многолетняя учеба и трудный путь в профессию сделали Юрия Гагарина летчиком. Однако первым космонавтом Земли и супергероем для всего мира он стал после 108 минут, проведенных на орбите планеты. Он улетал на корабле «Восток» молодым летчиком-испытателем, участником засекреченной государственной программы. Вернулся с орбиты самый известным на планете человеком, проложившим землянам дорогу в Космос. После обвалившейся на него известности, Гагарин занимался в основном общественной деятельностью. Он встречался с лидерами самых крупных мировых держав и рабочими коллективами, выступал в телевизионных программах, давал многочисленные интервью и участвовал в митингах.
Первый космонавт получал подарки от королевы Великобритании и простых крестьян. На него равнялась просвещенная молодежь всего мира. Государство щедро вознаградило Первого космонавта, выдав ему оплату за полет в размере 15 тысяч рублей, что по тем временам было огромной суммой. Гагарин получил просторную 4-х комнатную квартиру и мог позволить себе иметь сразу 2 личных автомобиля «Волга». За выполнение важного государственного задания офицер Гагарин был награжден Орденом Героя Советского Союза и званием майора.
С первого полета человека в Космос началась новая техническая эра человечества. Все лучшие достижения науки и новейших технологий стали ориентироваться на освоение Вселенной. Развитие космонавтики из далекой мечты превратилось в реальность современной жизни и ее органичной частью. Все новые инженеры и конструкторы в разных странах мира создают уникальные летательные аппараты и проводят редкие опыты, чтобы все дальше и глубже проникать в тайны Галактик и происхождения жизни. Осуществляются посадки аппаратов на Луну, готовится фантастический полет человека на Марс, что еще 100 лет назад можно было отнести к разряду пустых мечтаний.
Из : История космонавтики