Мир красоты
Народно-церковный праздник Свобориное дерево отмечается ежегодно 6 июня.
В православном церковном календаре это день памяти преподобного Никиты, столпника Переяславского.
Преподобный Никита жил в городе Переславль-Залесский. При Юрии Долгоруком он был сборщиком податей, отличался обидчивым и жестоким нравом, нещадно грабил жителей города, собирая деньги для себя.
Однажды за богослужением он услышал слова Священного Писания и духовно прозрел. Он обратился к покаянию и молитве и удалился в монастырь. Никита практически все свое время проводил в столпе, оборудованном в келье. Выходил он оттуда только в церковь.
За подвиг столпничества Господь наградил его дарами врачевания различных недугов и чудотворения. Кончина святого была мученической: в 1186 году его убили родственники, которые пришли к нему и, увидев его тяжелые вериги, решили, что они серебряные. Родственники лишили преподобного Никиту жизни, чтобы завладеть веригами.
В народе считалось, что с этого дня начинается настоящее лето. В садах расцветает шиповник, который еще называли свобориным деревом. Это растение почиталось как символ молодости, любви и красоты. К шиповнику приходили в каких-либо сильных чувствах, чтобы успокоиться, пережить горе. Стоило человеку поведать кусту о своей беде, как на душе становилось легче, а очень скоро находилось и решение проблемы.
С давних пор были известны целебные свойства шиповника.
Измельченные лепестки вытягивают из тела костную ломоту и лечат раны.
Мед, сваренный на них, чистит кровь и придает силы.
На Руси существовал обычай, когда шиповник распускал цветы, бабушка собирала ребятишек, усаживала их под кустом шиповника и рассказывала им байки. Считалось, что это поможет избавить деток от «переполохов», мучавших по ночам. Заговаривая байками ребятушек, бабушка знала, что они, переняв целительные запахи, в сумерках будут спокойными.
С возникновением шиповника связана красивая, но грустная легенда.
Однажды на Кубани станичный атаман влюбился в гордую красавицу-казачку, да так сильно, что ни есть, ни спать не мог. Но сердце девушки принадлежало другому парню. В те времена замуж выходили по воле матери и отца. Зажиточный атаман был для ее родителей более привлекательной кандидатурой, чем простой казак, и они настояли именно на этой партии. Возлюбленного девушки в то время в станице не было.
До свадьбы ее держали взаперти. Но она смогла убежать, и в отчаянии покончила с собой в лесу. Вскоре на том месте вырос куст дикой розы. Приходивший временами в лес атаман однажды увидел, что на нем распустились небывалой красоты цветы. Он хотел сорвать несколько веточек, чтобы отнести на могилу любимой, но в ту же секунду стебли покрылись колючими шипами. Атаман понял, что казачка и после своей смерти не простила его.
Главные традиции 6 июня — умывание водой с лепестками шиповника, лечение детей от страхов, приготовление приворотного зелья из дикой розы.
— В народе подметили, что шиповник может влиять на душевное состояние человека. Колючие кусты помогали справиться с печалью, глубокой скорбью, разочарованием, отчаянием и апатией. Стоило только рассказать о переживаниях шиповнику, как в скором времени наступало облегчение.
Если есть проблема, дикая роза подсказывала ее решение.
— В этот день люди срывали ветки шиповника с распустившимися цветками и приносили их в дом. Они верили, что это поможет выгнать нечистую силу из жилища: «Увидит черт красивый цветок, решит оборвать его, сунется, да уколется и убежит куда подальше».
Ценились в народе и целебные свойства шиповника. Лепестками врачевали раны, с помощью меда, сваренного на цветах, чистили кровь, отваром лечили простуду.
— В день свобориного дерева, чтобы сохранить красоту, девушки и женщины умывались водой с лепестками шиповника. А чтобы красоту приобрести, нужно было на заре возле кустарника тайно произнести заговорные слова. Мужчины же говорили: «Шиповник цветет — окунь клюет». В этот день начинались так называемые летние или зеленые Святки. Было принято украшать дома растительностью, завивать на березах венки.