Журнал «Лучик»

Журнал Лучик Почему автор «Денискиных рассказов» Виктор Драгунский был мрачным клоуномПомните, мы рассказывали, почему у героев детских рассказов Носова нет отцов Потому что писались

Почему автор «Денискиных рассказов» Виктор Драгунский был мрачным клоуном
Помните, мы рассказывали, почему у героев детских рассказов Носова нет отцов Потому что писались знаменитые «Мишкина каша» и «Тук-тук-тук»в первые послевоенные годы. У многих читателей, которым эти рассказы предназначались, отцов не было погибли, и Носов не хотел растравлять детские души…
А почему героиня стихотворения Агнии Барто жадничает подарить младшему брату одноухого зайца
А что такое рвакля А откуда в сказке про Буратино взялся Золотой ключик, ведь в сказке Карло Коллоди, которую переписал Алексей Толстой никакого ключика не было
Сегодня расскажем ещё одну историю или, точнее, предысторию. Как появились весёлые «Денискины Рассказы» Виктора Драгунского.
Писать Виктор Юзефович Драгунский начал довольно поздно. Драматург Леонид Зорин вспоминал:
«Это было где-то в конце 50-х годов. Ему казалось, что жизнь надо кардинальным образом менять, должен был совершиться какой-то важный поворот. Он сидел на довольно холодной подмосковной даче зимой и в этом довольно мрачном состоянии написал тринадцать детских рассказов».
Что тревожило будущего автора «Денискиных рассказов»
Семейная чехарда
У Виктора Драгунского не было «большой дружной семьи», его детский опыт скорее можно назвать печальным.
Родился Виктор Юзефович 1 декабря 1913 в Нью-Йорке (существует некая путаница с датой рождения, иногда пишут 30 ноября). Годом раньше туда из Гомеля перебралась его семья: папа Юзеф, мама Рита, дедушка Лейба. Бабушку Лейба с собой не взял, он с ней развелся. Позже у него появилась 28-летняя жена.
Виктор Драгунский с матерью
Жизнь в Америке тоже оказалась несладкой. Рите и Юзефу пришлось вернуться назад. Дедушка остался за океаном (и, кстати, занялся там детской литературой: издавал детский журнал «Киндерлэнд» «Детская страна», переводил детские рассказы с итальянского, сам писал на идиш под псевдонимом).
Рита и Юзеф вернулись в Гомель в июле 1914-го. А через несколько лет в семье разыгралась трагедия. Вот воспоминания Дениса Драгунского сына писателя, «подарившего» своё имя герою его рассказов Дениске Кораблёву:
«Рита, очевидно, уже тогда крутила роман на стороне, а Юзик был отчаянно ревнив. Однажды под горячую руку он выстрелил в Риту из пистолета. Хотел попугать, выстрелил в землю, а попал в ногу. Остался шрам.
В 1918 году беспутного Юзика арестовали и расстреляли. Расстрелял, скорее всего, комбриг Ипполит Иванович Войцехович, который и стал вторым мужем моей бабушки».
Писатель Виктор Драгунский с сыном Денисом «Дениской»
Отчим будущего писателя Ипполит Войцехович был главным революционным комиссаром Гомеля. Он хорошо относился к пасынку и частенько брал его с собой «на работу»:
«Через многие годы папа начал писать повесть о том, как они с Войцеховичем ездили по селам стрелять беляков, как отчим сажал его рядом в седло и давал в руки настоящую саблю. Войцеховича тоже убили. В 1920 году. Возможно, это сделали обиженные друзья Юзика. Комиссара торжественно хоронил весь Гомель. Уже через два года Рита опять была замужем».
Третий мамин муж Михаил Рубин был актёром. В 1924 году в семье появился второй ребенок Леонид, а в 1925 Рубину предложили работу в столичном театре. Так будущий писатель оказался в Москве.
Отчим часто ездил на гастроли, а потом исчез: уехал в Латвию и не вернулся. В 1931 году он перебрался в Америку. И обзавелся там новым семейством.
Когда третий муж покинул Риту, шестнадцатилетний Виктор ещё учился. Чтобы помочь маме, он устроился учеником токаря на завод «Самоточка» на Сущевском Валу. Но… уснул под станком и был уволен.
Человек-оркестр
Виктор Драгунский сменил множество разных работ. После токаря он нанялся лодочником: «Перевозил народ с Хамовнической набережной в Нескучный сад, а по дороге домой на Покровку», потом устроился в артель «Спорт-туризм», которой руководил футболист, создатель команды «Спартак» Андрей Старостин.
Артель находилась в Хамовниках, там был конный манеж. Драгунский мечтал стать наездником, но работать пришлось шорником чинить и мастерить конскую упряжь.
«Однажды на скачках папа обскакал своего руководителя, ехидно заметив: «Ваша-то фамилия Старостин, а моя Драгунский»».
Наконец в сентябре 1931 года Драгунского приняли в «Театрально-литературную мастерскую», по окончании мастерской он поступил в труппу Театра транспорта. Таким образом, первая настоящая профессия будущего писателя была актёрская.
Война
Куда шли те москвичи, которых по здоровью или по возрасту не призвали в действующую армию Они отправлялись в ополчение или на рытьё окопов.
Виктор Драгунский тоже был ополченцем. Астма помешала ему вступить в ряды действующей армии. Из ополчения, измученный и оборванный, он вернулся прямо в театр, ставший к тому времени фронтовым.
Литературным памятником народному ополчению стала его повесть «Он упал на траву». Герой повести из-за инвалидности остался в Москве и вступил в ополчение:
«Я остался цел, но это чудо, и значит только то, что я должен доделать работу. Эту страшную работу войны. Я буду делать её всегда, пока цел. А если я цел не останусь, то останется другой».
Артист Драгунский в 1946 г. Шапка хороша, да взгляд невесел…
Рыжий клоун
В 1944 году Виктор Юзефович уходит из театра, чтобы работать на манеже но уже не конном, а цирковом.
«Один сезон папа поработал в цирке на Цветном бульваре рыжим клоуном. Манеж это была его стихия, он обожал дурачиться, его пластика и фактура были очень клоунскими: курчав, физически силен, атлетически сложен, широкоплеч».
Возможно, именно эти воспоминания легли в повесть «Сегодня и ежедневно». Главный герой рыжий клоун. Он был на войне, и вот он вернулся. Его лицо теперь «в синюю крапочку». В самом начале повести клоун накладывает грим так, словно прячет свои раны за слоями ярких красок. И вот он выходит на арену и все тревоги отходят на второй план:
«Они смеялись, и слезы текли у них из глаз, они сморкались и задыхались и многое забыли в эти минуты, и, может быть, даже забыли, что еще не миновала ужасающая опасность войны, которая не дает мне спокойно спать по ночам, потому что я тревожусь за них, за тех, кто смеется сейчас здесь, в цирке, я тревожусь за них, за их любовь, за их жизнь, за их детей… И вот сейчас они смеются, и все во мне смеется в ответ, и они даже не замечают этого, а я все равно тянусь к ним всем сердцем и знаю, что делаю для них свое веселое и доброе дело».
Виктор Драгунский клоун
В это самое время Носов пишет свои знаменитые рассказы весёлые, озорные и безоблачные тоже делал доброе дело, чтобы дать людям отвлечься. Ну, а Драгунский пришёл к литературному занятию через десять лет. В его правильном, почти идеальном мире Денискиной семьи много вымысла, много такого, о чём самому писателю только мечталось… Но разве не для этого и существует литература чтобы делать жизнь лучше Пусть даже лучше, чем она есть…

Журнал Лучик Почему автор «Денискиных рассказов» Виктор Драгунский был мрачным клоуномПомните, мы рассказывали, почему у героев детских рассказов Носова нет отцов Потому что писались

Журнал Лучик Почему автор «Денискиных рассказов» Виктор Драгунский был мрачным клоуномПомните, мы рассказывали, почему у героев детских рассказов Носова нет отцов Потому что писались

Журнал Лучик Почему автор «Денискиных рассказов» Виктор Драгунский был мрачным клоуномПомните, мы рассказывали, почему у героев детских рассказов Носова нет отцов Потому что писались

.

Ваш комментарий