Мир красоты
Свистуны. Люди, которым дан редчайший талант — художественно просвистеть.
Мастера художественного свиста.
Свистунами издревле называли любителей приврать, много поболтать, попросту обмануть. Про особо талантливых говорили и говорят «художественно свистит». Ну а если говорить серьезно,- художественный свист является редким музыкальным направлением.
Многие из нас пробовали насвистеть какую-нибудь знакомую мелодию. И у многих это неплохо получалось. Но, наверное, всем приходилось слышать о существовании пословицы «не свисти денег не будет» или «у свистунов тридцать второго получка». Обидно, что мы нередко сталкиваемся с разного рода глупостями и суевериями.
Отношение к свисту очень разное. У одних народов он был в почете, у других запрещен. Нелюбовь к свисту имеет давнее происхождение. Фольклор чаще всего связывает его с неприятностями. В арабских странах, например, считалось, что свистнувший осквернил свой рот на целых сорок дней. Европейские матросы могли очень круто обойтись со свистуном, если судно находилось в открытом море, по поверью, он мог накликать бурю. А шахтеры суеверно избегали насвистывать под землей из боязни взрыва. Во многих странах почиталось за грех свистеть в доме, а по воскресеньям где угодно. Особенно нетерпимо относились к свистуньям. Английская поговорка гласит: «Не жди добра от кричащей петухом курицы и свистящей женщины». Американские пуритане были и того суровее: «Женщина свистит у Святой Девы сердце кровью обливается». Теперь эти предрассудки исчезли. В фестивалях женщины свистят наравне с мужчинами.
А вот у древних китайских философов свист, наоборот, являлся почетным занятием. С помощью свиста даоссы разговаривали с духами и природой, управляли дождем и ветром.
Колумбийские шаманы с помощью свиста устраивали спиритические сеансы. Свистели они на специальных «свистящих бутылках», дуя в их горлышко. Им удавалось воспроизводить звуки частотой до 24 тысяч колебаний в секунду: это помогало вводить своих слушателей в состояние транса.
На одном из Канарских островов сохранился язык свиста сильбо гомера, изобретенный местными жителями в незапамятные времена. Подобный же язык использовали пастухи и крестьяне в Испании, где свист разносится на многие километры. Традиционное пересвистывание собеседников сохранилось кое-где в Гватемале и Мексике, в Пиренеях, Турции, разных странах Африки.
Первой в ряду виртуозов художественного свиста, как бы странно это не звучало, стала женщина Милая Свистунья Алиса Шоу. Пока никто не сравнялся с ней в славе. Развить свой дар и выступать с концертами ее заставила нужда: девушке-сироте нужно было прокормить четырех младших сестер. Музыкальные критики оторопели: «Неслыханно! Алиса Шоу свистит в пределах двух октав! Она владеет стаккато и трелями, тремоло и плавными переходами! Это не свист, а игра на волшебной невидимой флейте!» В течение сорока лет Милая Свистунья выступала в аристократических салонах и мастерских художников, в лучших концертных и оперных залах Нового и Старого Света. Лондонские медики дотошно обследовали Шоу, чтобы уяснить природу ее дара, но только руками развели: кроме необычно высокого и узкого нёба, никаких других «нарушений». Музыканты же объясняли чудо блистательным владением амбюшуром виртуозным искусством правильно напрягать губы и мышцы рта. Репертуар Алисы Шоу был огромен: от баллад до инструментальных произведений, в том числе специально для нее сочиненных.
В 1888 году Томас Эдисон записал ее свист на восковые валики своего «усовершенствованного фонографа». А двадцать лет спустя она оказалась среди первых исполнителей, чей голос был увековечен на граммофонных пластинках.
В Луисбурге (Louisburg, штат Северная Каролина,США) ежегодно, в конце апреля, проводится конкурс свистунов «International Whistlers Convention» (IWC). сайт фестиваля.
Посоревноваться в этом изящном виде искусства собираются исполнители со всего мира. В наши дни можно услышать Джона Брэндона, Рэма Макроби Еще один всемирно известный бельгийский музыкант, замечательно владеющий техникой художественного свиста Жан Батист (Тутс) Тилеманс, исполнитель на хроматической губной гармонике и гитаре. Наиболее известна его композиция Bluesette с удивительным сочетанием гитарной игры и художественного свиста.
В НАШЕЙ СТРАНЕ СВИСТ БЫЛ ПОПУЛЯРЕН В 40-х, 50-х ГОДАХ. ИЗВЕСТНЫМИ МАСТЕРАМИ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ЕФИМ НЕЙД И ТАИСА САВВА
Ефим Максимович Нейд (19231989). Все советские кинофильмы, где нужно было по ходу фильма свистеть или насвистывать озвучивал Ефим Нейд. Например: к/ф»Высота» «не кочегары мы не плотники» или увертюра к к/ф»Джентльмены удачи». Также у него были эстрадные номера как «Лунная рапсодия» Л.О.Утесова и многое другое. По жизни это был еврей маленького роста, который один кормил всю свою большую семью. В трудовой книжке у него была только одна запись — в 1947г. он поступил на службу в Мосэстраду и проработал там всю свою жизнь. Его репертуар составляли классические произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, «Тарантелла» Д. Россини, «Соловей» Алябьева, попурри из оперетт: «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса.
Ефим Максимович Нейд (19231989). Все советские кинофильмы, где нужно было по ходу фильма свистеть или насвистывать озвучивал Ефим Нейд. Например: к/ф»Высота» «не кочегары мы не плотники» или увертюра к к/ф»Джентльмены удачи». Также у него были эстрадные номера как «Лунная рапсодия» Л.О.Утесова и многое другое. По жизни это был еврей маленького роста, который один кормил всю свою большую семью. В трудовой книжке у него была только одна запись — в 1947г. он поступил на службу в Мосэстраду и проработал там всю свою жизнь. Его репертуар составляли классические произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, «Тарантелла» Д. Россини, «Соловей» Алябьева, попурри из оперетт: «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса.
Таи́са Са́вва (наст. имя Таи́сия Алекса́ндровна Саве́нко; 19071973) советская артистка эстрады, солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов, мастер художественного свиста. Участвовала в записи нескольких грампластинок, а также исполнила ряд небольших ролей в нескольких кинофильмах. Пик популярности Таисии Савенко пришёлся на начало 1930-х годов. Она выступала в дивертисменте ленинградского кинотеатра «Пикадилли» (сейчас «Аврора»), принимала участие практически во всех программах Московского Мюзик-Холла. Так, в спектакле «Шестая часть мира» она исполняла роль птицы. Её концертмейстером в течение многих лет был Э. Д. Захаров. На эстраде Таиса Савва выступала, в том числе, в составе экспериментального дуэта: флейта и художественный свист. Основу её репертуара составляла серьёзная академическая музыка: фантазия на темы оперы Джузеппе Верди «Риголетто», «Соловей»Алябьева. Некоторые номера были поставлены в сопровождении арфы (ария из оперы Доницетти «Любовный напиток») или флейты («Жёлтенькая птичка»Ипполитова-Иванова).
Таи́са Са́вва (наст. имя Таи́сия Алекса́ндровна Саве́нко; 19071973) советская артистка эстрады, солистка Ленинградского и Московского Мюзик-Холлов, мастер художественного свиста. Участвовала в записи нескольких грампластинок, а также исполнила ряд небольших ролей в нескольких кинофильмах. Пик популярности Таисии Савенко пришёлся на начало 1930-х годов. Она выступала в дивертисменте ленинградского кинотеатра «Пикадилли» (сейчас «Аврора»), принимала участие практически во всех программах Московского Мюзик-Холла. Так, в спектакле «Шестая часть мира» она исполняла роль птицы. Её концертмейстером в течение многих лет был Э. Д. Захаров. На эстраде Таиса Савва выступала, в том числе, в составе экспериментального дуэта: флейта и художественный свист. Основу её репертуара составляла серьёзная академическая музыка: фантазия на темы оперы Джузеппе Верди «Риголетто», «Соловей»Алябьева. Некоторые номера были поставлены в сопровождении арфы (ария из оперы Доницетти «Любовный напиток») или флейты («Жёлтенькая птичка»Ипполитова-Иванова).
В общем, посвистеть нашим предкам довелось вдоволь. В наши дни это занятие не в почете и считается признаком вульгарности. А зря. Прислушаемся к мнению ученых. Свист, оказывается, улучшает настроение и помогает справиться с одиночеством. Более того, он способен устранить глубокую депрессию и другие заболевания. Дело в том, что свист каждого человека индивидуален. И подсознательно свистящий человек воспроизводит свист на тех частотах и с теми модуляционными колебаниями, которые соответствуют или благотворно сочетаются с колебаниями и частотами импульсов мозга и всего организма. Происходит целительный эффект.
В американских психиатрических клиниках в наши дни стали проводить сеансы свиста. Пациентам предписывается в течение получаса утром и вечером насвистывать все, что приходит им в голову. После месяца таких занятий медики отмечают значительное улучшение состояния больных.
Кстати, в тех же США в 30-х годах прошлого века на почве отношения к художественному свисту разразился скандал. В прессе появилась статья «Пристрастие к свисту верный признак кретинизма. Интервью с профессором философии Чарлзом Дж. Шоу». Самые мягкие фразы из филиппики профессора звучали так: «Ни один достойный и уважаемый человек не унизится до подобных пошлых звуков. По-птичьи свистят только те, кто уже все просвистал и свистит в кулак, а при случае может свистнуть у вас бумажник!» Какую бурю подняли его слова! На следующий день ни один студент не явился на лекции профессора: пикетчики толпились в коридорах университета и вызывающе насвистывали. В журналах появились гневные отповеди: «А не забыл ли профессор, что заядлыми свистунами, кроме простых граждан, были знаменитые ученые к примеру, Альберт Эйнштейн, миллионеры Генри Форд и Джон Рокфеллер-младший, наконец, президенты Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон..»
Некоторые считают, что свист стимулирует и творческую активность. Многие художники или математики, бьющиеся над серьезной задачей, насвистывают почти неосознанно. Свист это отзвуки той музыки, которую мы слышим внутри себя, наше внутреннее эхо. Так что если есть настроение и потребность не стесняйтесь, свистите на здоровье!