Мир красоты
Свадьба без приданого и без любви, а брак на всю жизнь. Вера Васильева и Владимир Ушаков.
Одна из красивейших актрис-долгожительниц советского кино родилась 30 сентября 1925 года и перешагнула через девятый десяток жизни. Выйдя замуж не по любви, она сумела создать одну из самых крепких семей среди отечественных актеров.
Стать актрисой
Если бы мама Веры в свое время не настояла на переезде всей семьи в Москву из глухого захолустья Тверской области, то актёрское и личное счастье Веры Васильевой вряд ли состоялось бы.
Большая семья поселилась в Москве в одной комнате коммуналки.
Кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской», 1947 год
Одна из маминых подруг однажды взяла Веру с собой в театр, и с тех пор девочка жила только одной мыслью: стать актрисой. Она рассказывала, что если бы не поступила в театральное училище, то сбежала бы из дому, устроившись в театр хоть гардеробщицей, хоть поломойкой лишь бы стоять за кулисами и хоть издалека, но жить театральными страстями.
Когда началась война, ей было 15 лет. Маму с двухлетним братом увезли в эвакуацию, а Вера осталась с любимым отцом и мечтами о театре.
Пара чулок от Пырьева
В 1943 году пришло время выбирать профессию. Путь на сцену через цирковую арену показался короче, но экзамены Вера провалила: физподготовка цирковых оказалась девушке не по плечу.
Зато она с легкостью прошла конкурс в театральном училище.
Первая роль была эпизодической, а вот в по-настоящему большое кино она попала после того, как ее пригласили на кинопробы к режиссеру Ивану Пырьеву. Ему нужна была девушка на роль селянки по имени Настя в фильм «Сказание о земле Сибирской».
Вера в роли Насти Гусенковой. Кадр из фильма «Сказание о земле Сибирской»
Вера так переволновалась, что готовилась к пробам сутки. В результате приготовлений появилась перед режиссером со сложным кандибобером на голове и в яркой косметике. Пырьев тогда наорал на ассистенток за «некондицию» типажа, отправил Веру умываться и заплетать косы.
К преображённой Вере режиссёр добавил лишь один недостающий штрих: он увеличил ей грудь, заставив засунуть за вырез платья пару скатанных в комок чулок, слишком уж тоща была претендентка при нужном «толстом» лице. Пробы Вера прошла и после выхода картины на экраны, что называется, проснулась знаменитой.
Много лет спустя, в 2019-м, артистка в интервью расскажет, как именитый режиссер намекал о благодарности за обрушившуюся славу. Это оказался банальный харассмент. Но девушке повезло: влиятельный Пырьев не стал портить ей карьеру в отместку за отказ.
Театр сатиры и любовь
В 1948 году обладательница Сталинской премии за главную роль в «Сказании о земле Сибирской» начала свою бессменную службу в Театре сатиры. Там у Веры произошли все главные в ее жизни события.
К моменту, когда Вера Кузьминична стала примой, в театре появился новый режиссер — Борис Равенских.
В театре с его приходом практически началась новая жизнь: он заражал своей энергией и энтузиазмом. «Свадьба с приданым», поставленная Борисом Ивановичем, была сыграна на подмостках театра более 900 раз, и представления проходили с неизменным аншлагом. Этот спектакль принес Вере вторую Сталинскую премию и любовь, которую она пронесла через всю жизнь.
Вера без памяти влюбилась в женатого режиссера, и тот ответил взаимностью. Их бурный роман продолжался до тех пор, пока режиссер не сменил театр. Для Веры этот роман оказался роковым: она не смогла выбросить Равенских из головы. Сам же Борис Иванович скоро забыл о своей возлюбленной: «с глаз долой из сердца вон».
Любовь не с первого взгляда
После разрыва с любимым Вера Кузьминична бралась за все предлагаемые ей роли, пытаясь занять все свое время работой, чтобы забыть о Борисе. Как потом она признается в интервью, получалось плохо. А в 1953 году комиссия Госкино решила экранизировать «Свадьбу с приданым». Партнером по площадке стал Владимир Ушаков.
Владимир влюбился сразу, как только увидел Веру. Он был импозантным красавцем, о нем мечтали поклонницы и сослуживицы, но все свое внимание он уделял Вере. И тут его ухаживания терпели крах. Наконец ему рассказали о том, что Вера любит другого, но Ушаков уперся и заявил, что все равно добьется своего.
Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год
Три года мужчина ухаживал за Верой, дарил цветы, предлагал замужество. И только на четвертый год Вера согласилась. «Я вышла замуж, потому что мне надо было спастись, потому что так я выживу», вот, что скажет Вера Кузьминична по истечении многих лет.
Никакой свадьбы не было, была простецкая посиделка с друзьями в общежитии, куда Владимир привел Веру.
Привел и сказал, мол, знакомьтесь, это моя жена. Спали врозь, готовить Вера не умела, да и не хотела, так что Ушаков не выдержал и нанял домработницу. И все это в шестиметровой комнатушке общежития.
Нерастраченная нежность
Официальная роспись состоялась только через семь лет, когда получали квартиру. Вера за это время успела убедиться в надежности Владимира, поняла, что лучшей партии для себя ей не найти. А вот настоящую свадьбу сыграли только на золотом юбилее. В Доме актера устроили праздник: она наконец надела белое платье, а он надел на палец любимой женщине обручальное кольцо.
Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым»
Детей у пары не было, но все вокруг отмечали, что Вера с Владимиром относились друг к другу с нерастраченной нежностью.
Старались постоянно быть вместе, на публике тоже появлялись только вдвоем.
Пара счастливо прожила в браке 56 лет. Супруги старались не расставаться отдыхать ездили вместе, на гастролях тоже держались друг друга. Владимир красиво ухаживал и ежеминутно доказывал свою любовь. Владимир называл жену «Кузьком», а Вера звала его «Ушечкой».
Владимира не стало в 2011.
2019 год
Актриса, несмотря на почтенный возраст, продолжает служить в любимом театре. Она задействована в пяти постановках. В их числе полюбившееся зрителям «Роковое влечение», «Пиковая дама», где она когда-то заменила Элину Быстрицкую, «Кабала святош» и «Орнифль», в которой ей подыгрывает Ширвиндт.
Моноспектакль «Вера» в жанре эссе построен на воспоминаниях Васильевой. Моменты биографии исполнительницы главной роли переплетаются здесь с историей театра. Основной лейтмотив взят из книги Веры Кузьминичны «Золушка с Чистых прудов».
А дома после спектакля она разговаривает с портретом Володи, рассказывая о том, как прошел ее день.
Спасибо за внимание!