ТРАДИЦИЯ

ТРАДИЦИЯ Прощёное воскресенье: почему в этот день мы извиняемся друг перед другомАвтор: Наталья Данилина  Прощёное воскресенье - последний из четырёх воскресных дней перед Великим постом. В

Прощёное воскресенье: почему в этот день мы извиняемся друг перед другом
Автор: Наталья Данилина  
Прощёное воскресенье — последний из четырёх воскресных дней перед Великим постом. В уставе он зовётся «Сыропустной неделей» последним воскресением, когда разрешается молочная пища и яйца.
В этот день совершается особая служба чин прощения, во время которого клирики и миряне просят прощение друг у друга. Зародился этот чин в первые века христианства в среде египетского монашества. Перед Великим постом монахи уходили поодиночке в глубь пустыни, дабы провести в уединении и молитве сорок дней поста и достойно встретить Пасху.
Это был не только духовный, но и физический подвиг. Многие из отшельников не возвращались в обитель: кто-то погибал в пустыне, кто-то был убит зверями. Выходя на подвиг, никто не знал своей участи, не знал, встретится ли он с братией.
Именно потому монахи и просили прощения друг у друга и прощали сами, дабы в случае смерти не остаться с грехом на душе. Со временем традиция эта из монашеской жизни перешла в богослужебную практику.
Вся неделя, предшествующая Прощёному воскресенью (Сыропустная седмица) — это период «замирения души». Ведь Великий пост — время особого внимания к себе, переоценки отношений с Богом и ближним. И войти в пост необходимо, примирившись и с Тем, и с другими.
На Прощёное воскресение приходится и последний день Масленицы, праздника, имеющего языческие корни, но, как и многие языческие праздники, успешно «адаптированного» христианством. В этот день издавна было принято сжигать чучело «Масленицы», что символизировало проводы зимы — пожалуй, это единственный «пугающий» обычай. Но вряд ли кто-то сейчас воспринимает это как ритуал и ничего страшного для христианина в нём нет.
Однако главное в Прощеном воскресенье, это, конечно, не гуляние, а возможность по-новому взглянуть на отношения с людьми. Именно в это время можно наполнить их новым смыслом, что-то прояснить в себе, но для этого нужно сделать усилие.
Бывает, что искренне ни прощать, ни просить прощения не получается. В этом случае святые отцы советовали просто постараться сделать максимум — то, что можешь и как можешь. Ведь как сказал Христос, простивший даже распинавших Его: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»

.

Ваш комментарий