Мир красоты
Град обреченный
Аркадий и Борис Стругацкие
«Град обрече́нный» роман братьев Стругацких 1972 года, опубликован в 19881989 годах в журнале «Нева» и в 1989 году отдельным книжным изданием.
Авторы позаимствовали название произведения у картины Николая Рериха, по их словам, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей» Б. Стругацкий.. У картины заимствовано и старославянское произношение названия не «обречённый», а «обрече́нный», не «город», а «град».
Идея «Града» возникла в 1967 году во время работы над «Сказкой о Тройке», хотя, как отмечает Борис Стругацкий, уже трудно установить, каким был первоначальный замысел, и он скорее всего был весьма непохож на окончательную версию. Рабочие названия романа «Новый Апокалипсис» и «Мой брат и я» (что свидетельствует о первоначальной автобиографичности задуманного произведения). Роман был написан в шесть заходов в течение двух с четвертью лет. Официальная дата его завершения 27 мая 1972 года.
Однако публикация текста была осуществлена только в перестройку. Впервые главы из романа публикует журнал «Радуга» с января по апрель 1987 г. Затем роман публикуется в журнале «Нева» в сентябре-октябре 1988 г. и в феврале-марте 1989 года. В 1989 году роман выходит отдельным изданием.
Как пишет Б. Стругацкий, задачей романа было показать, как «под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами».
* * *
У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает
Как только общество решит какую-нибудь свою проблему, сейчас же перед ним встает новая проблема таких же масштабов нет, еще больших масштабов. Отсюда, между прочим, следует одна интересная штука. В конце концов перед обществом встанут проблемы такой сложности, что разрешить их будет уже не в силах человеческих. И тогда так называемый прогресс остановится.
Он был доволен. Он отдал слона за пешку и был очень доволен. И тогда Андрей вдруг понял, что в его, стратега, глазах все это выглядит совсем иначе: он ловко и неожиданно убрал мешающего ему слона да еще получил пешку в придачу вот как это выглядело на самом деле
Делам надо поклоняться, а не статуям. А может быть, даже и делам поклоняться не надо. Потому что каждый делает, что в его силах. Один революцию, другой свистульку. У меня, может, сил только на одну свистульку и хватает, так что же я говно теперь
Великие писатели всегда брюзжат. Это их нормальное состояние, потому что они это больная совесть общества, о которой само общество, может быть, даже и не подозревает.
Выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится отказаться и от них.
Когда я приезжаю в чужую страну, я никогда не спрашиваю, хорошие там законы или плохие. Я спрашиваю только, исполняются ли они.
Ну и что же ты все-таки показал Что не хочешь с нами жить А зачем это было доказывать и кому Что ненавидишь нас Зря. Мы делаем все, что нужно. Мы не виноваты, что они свиньи. Они были свиньями и до нас, и после нас они останутся свиньями. Мы можем только накормить их и одеть, и избавить от животных страданий, а духовных страданий у них сроду не было и быть не может.
Лучше всего быть там, откуда некуда падать.
Почему мы все-таки и несмотря ни на что должны идти вперед А потому, что позади у нас либо смерть, либо скука, которая тоже есть смерть.
Ничего человек не может и не умеет. Одно он может и умеет жить для себя.
Вы отнимаете у людей заботу о хлебе насущном и ничего не даете им взамен. Людям становится тошно и скучно. Поэтому будут самоубийства, наркомания, сексуальные революции, дурацкие бунты из-за выеденного яйца
Не ошибки опасны опасна пассивность, ложная чистоплотность опасна, приверженность к ветхим заповедям! Куда могут вести ветхие заповеди Только в ветхий мир.
Есть я, нет меня, сражаюсь я, лежу на диване никакой разницы. Ничего нельзя изменить, ничего нельзя исправить. Можно только устроиться лучше или хуже. Все идёт само по себе, а я здесь ни при чем.
Право на власть имеет тот, кто имеет власть. А еще точнее, если угодно, право на власть имеет тот, кто эту власть осуществляет. Умеешь подчинять имеешь право на власть. Не умеешь извини!
Приходя не радуйся, уходя не грусти.