Мир красоты
Стихотворение «После вьюги» написано Борисом Пастернаком в 1957 году на даче в Переделкино и входит в последний сборник поэта «Когда разгуляется».
Это одно из поздних стихотворений Пастернака, в котором метафорически исследуются важные для автора темы творчества, жизни, смерти-воскресения-бессмертия. Говоря простыми словами, это стихотворение о Чуде, где сотворение мира происходит вновь и вновь, а смерть преодолевается силой искусства.
Вообще, метафоричность в поэтике Пастернака часто связана с понятиями «творения», «рождения» искусства. Как писал литературовед Владимир Николаевич Альфонсов:
«Искусство, по мнению Пастернака, реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло её в природе и свято воспроизвело. Искусство неотделимо от жизни, оно вбирает, впитывает жизнь. Но вместе с тем оно, в завершенности своей, являет особый, внутренне полный и суверенный мир. Единство мира, выраженное художником, реальность философская, эмоциональная, эстетическая. В общем смысле слова она соответствует физической реальности, но у нее свои законы и свой язык. Природа искусства, по Пастернаку (природа, а не форма), метафорична».
После угомонившейся вьюги
После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой.
Я прислушиваюсь на досуге
К голосам детворы за рекой.
Я, наверно, неправ, я ошибся,
Я ослеп, я лишился ума.
Белой женщиной мертвой из гипса
Наземь падает навзничь зима.
Небо сверху любуется лепкой
Мертвых, крепко придавленных век.
Все в снегу: двор и каждая щепка,
И на дереве каждый побег.
Лед реки, переезд и платформа,
Лес, и рельсы, и насыпь, и ров
Отлились в безупречные формы
Без неровностей и без углов.
Ночью, сном не успевши забыться,
В просветленьи вскочивши с софы,
Целый мир уложить на странице,
Уместиться в границах строфы.
Как изваяны пни и коряги,
И кусты на речном берегу,
Море крыш возвести на бумаге,
Целый мир, целый город в снегу.
Иллюстрация: Базанов И. Е. «Осколки зимы»
Вступительный текст:Владимир Дианов