Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) — педагог, детский писатель, мемуарист. Жена педагога Василия Ивановича Водовозова. В конце 1860-х изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работающие по методике Фридриха Фребеля. Сотрудничала с педагогичес

Елизавета Водовозова: «Правила для воспитания нельзя сочинять по личному усмотрению»

Мы нередко бросаемся из крайности в крайность, не замечали Резкая критика какой-либо системы воспитания, бытующей столетие назад, вдруг оборачивается горячей поддержкой у современных родителей, или наоборот. На мой взгляд, внимание к физическому воспитанию сегодня значительно уступает умственному. А в прошлом веке было иначе!
В поддержку воспитания ума в то время ярко высказывалась Елизавета Николаевна Водовозова. С ее мыслями мы и познакомимся в этой статье.

«Неужели духовная жизнь дитяти менее важна, чем его физическое благосостояние»
Елизавета Водовозова

Странные понятия сложились у нас, даже в интеллигентной среде, об умственном развитии дитяти дошкольного возраста! В то время когда элементарные понятия о гигиене и о физическом уходе за детьми более или менее вошли в плоть и кровь образованных людей русского общества, необходимость умственного развития детей дошкольного возраста или совершенно отрицается, или каждый ведет его, как кому Бог на душу положит. Переутомление мозга гибельно отражается на здоровье ребенка, но так же гибельно может отразиться во всех сферах будущей деятельности человека отсутствие умственного развития в детстве. Да, наконец, почему же умственное развитие маленьких детей заслуживает со стороны воспитателей меньшего внимания, чем физический уход Неужели духовная жизнь дитяти менее важна, чем его физическое благосостояние

Что же следует подразумевать под умственным развитием дитяти
1.Дать разумное и соответственное возрасту содержание жизни — значит дать правильное, соответственное возрасту умственное развитие
Оно не расстраивает здоровья, а укрепляет его, одновременно развивает нравственные свойства дитяти и пробуждает в нем бодрое и веселое душевное настроение. Польза такого настроения особенно важна для маленьких детей, потому что запас их жизненных сил не велик, и их жизненная энергия, впечатлительность и деятельность кровообращения преимущественно вызываются бодрым и радостным настроением.

2. Материал должен быть доступен детскому возрасту
Дать разумное содержание жизни дитяти дошкольного возраста — это умение подыскать в обстановке материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающею жизнью и природою. Этот материал должен быть доступен детскому возрасту, одинаково полезен для развития его ума и сердца, и должен укреплять его здоровье, должен давать ему добрые навыки в трудолюбии, самообладании и терпении, и представлять в то же время приятное, занимательное и веселое времяпрепровождение.

3. Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста…
… и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными. Если воспитатель даст должное направление живости впечатлений ребенка и его стремлению к деятельности, приучит его употреблять с пользою для головы, рук и эстетического развития каждый упавший с дерева листок, каждый брошенный на землю прутик, деревянный обрубок, кусок бумаги, обрезок материи, такой питомец будет полезным и честным работником на всяком поприще деятельности, у такого будет развит широкий интерес ко всему окружающему, он, наконец, и впоследствии найдет в себе достаточно силы и энергии, чтобы в тяжелые минуты жизни уметь забываться в труде, а это поможет ему легче переносить горе, тяжкие утраты и жизненные неудачи, без которых немыслима жизнь разумного существа.

4. Правила для воспитания нельзя сочинять по личному усмотрению:
Их следует брать из природы дитяти, вникая как в сущность его способностей, так и в условия его обстановки. Наблюдая природу дитяти, мы находим, что жизнь его проходит: 1) в игре, 2) в занятиях и 3) в постепенном совершенствовании органов внешних и внутренних чувств. Без участия воспитателя, без его уменья остановиться на характерных свойствах дитяти и дать им надлежащий толчок и направление, живость впечатления, творчество и другие психическое способности вянут и глохнут.

5.Забота о воспитании ума должна, прежде всего, заключаться в усовершенствовании органов внешних чувств и в воспитании процесса представлений
В способность наблюдения входит запоминание наблюдаемого, уменье отличить в наблюдаемом существенное от менее существенного, навык сравнивать одни признаки с другими и привычка делать из них правильные заключения и выводы. Чем раньше начать привитие указанных интеллектуальных навыков, тем лучше. Поэтому еще в период семейного воспитания следовало бы класть прочную основу интеллектуальному развитию органов.

6.От простого к сложному
При воспитании ума нужно всегда придерживаться следующих педагогических принципов: идти от более близкого к более отдаленному, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, то есть от конкретного к отвлеченным понятиям, или к абстрактному. Сначала в каждом предмете ребенок замечает только самые выдающиеся признаки, затем воспитатель указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок постепенно внимательнее всматривается в предмет и мало-помалу уже самостоятельно открывает в нем признак за признаком. При этом более всего нужно стараться не сразу указывать на те или иные признаки, а лишь побуждать дитя открывать их.

7.При развитии наблюдательности не менее важное условие — последовательность
Ей необходимо держаться, или, точнее сказать, всегда соображать, когда и что предложить ребенку, когда и на что натолкнуть его наблюдательность. Для пояснения сказанного возьмем в пример летнюю прогулку: воспитатель не должен без разбора сообщать ребенку сведения обо всех предметах, попадающихся по дороге, далеко не на всем останавливать его внимание: из встречающегося нужно уметь выбрать то, что ребенок может понять в данную минуту, на что и следует обратить его внимание.

8.Пробудите в ребенке интерес к окружающему в период жизни дошкольного возраста
Для того чтобы юноша не формально, а серьезно и основательно занимался в учебном заведении, подготовлял себя не только для диплома, но и для разумной жизни, для того, чтобы впоследствии он мог быть человеком с самостоятельною мыслью и имел возможность успешно заниматься какою бы то ни было умственной деятельностью, — пробудите в нем интерес к окружающему в период жизни дошкольного возраста. Если воспитатель не сумел сделать этого в ту пору, когда в ребенке только начинает пробуждаться наблюдательность к окружающему, имеющая такое громадное значение для психической жизни человека, то умственные способности ребенка постепенно притупляются, и, сделавшись школьником, он будет равнодушно смотреть на божий мир.

Светлана Пятницкая
Педагог-психолог

Ваш комментарий