Мир красоты
В 1762 году, едва став государем великой России, Пётр III разорвал союз с Австрией и перед самой победой русских войск над Пруссией в Семилетней войне заключил перемирие со своим кумиром — прусским королём Фридрихом II. Пруссия, доведённая войной почти до полного разорения, вряд ли выдержала бы ещё одну кампанию — войну с Россией. Русский император спас её и при этом не только не поставил каких-либо условий, а, наоборот, вернул ей все завоевания, больше того, отдал приказ готовиться выступить вместе с армией «дружеской державы короля Прусского» против вчерашних союзников. Таким образом, Петром III, никогда не понимавшим и не любившим ничего русского, были в одночасье похоронены все достижения России в Семилетней войне, а кровь русских воинов оказалась пролитой напрасно.
Ознакомившись с булгаковским произведением, Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром Комитета по делам искусств (Главрепертком) постановку запретило. Однако театр не желал сдаваться; и в октябре на заседании художественного совета МХАТа, куда были приглашены работники Главреперткома, руководители Главискусства, а также Максим Горький, возбужденный автор сам читал пьесу. Слушали с большим интересом — под смех и аплодисменты. «Великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех», — подвел итог Горький. Но в феврале 1929 года «Бег» прочел сам Сталин и вынес вердикт: «Бег» есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, — стало быть, попытка или полупопытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело, и потому представляет антисоветское явление». При этом Сталин не поставил на пьесе крест, а предложил переделать некоторые сцены. Но делать это Булгаков отказался.
Поначалу автомобилю, как и первому грузовику, был определен фордовский прототип Ford-V8-40, но конструкторский коллектив ГАЗа во главе с Липгартом пошел своим путем. Двигатель форсировали до 50 лошадиных сил, модернизировав уже выпускаемый четырехцилиндровый, придумали раму повышенной прочности и четыре подвески вместо двух, помня о второй беде России – неважных дорогах.
«Эмке» была уготована сложная судьба: от «черного ворона» НКВД до персонального транспорта всех «красных директоров». В качестве подарка ее получили Стаханов и его последователи. Этот автомобиль стал олицетворением советского автопрома в 30-х и 40-х годах. Это «на эмке драной и с одним наганом» первыми врывались в города, по словам Константина Симонова, наши победители.
В 1937 году «Эмка» участвовала на Всемирной промышленной выставке в Париже и вполне достойно представляла СССР. Производство М-1 было в основном свернуто в 1941 году, но сборка из запаса деталей продолжалась еще долгое время. Так, на начало войны в Красной Армии насчитывалось десять с половиной тысяч «Эмок».
В первые годы Великой Отечественной это был основной автомобиль командного состава армии. ГАЗ-М1 выпускался на Горьковском автозаводе до 1943 года. Всего же было выпущено 62 тысячи 888 таких автомобилей. Сегодня – это, конечно же, музейная редкость.
Кстати, существовало несколько модификаций «Эмки»: ГАЗ-М-1 такси, M-415 (пикап), ГАЗ-11-73 (шестицилиндровый), ГАЗ-21 (трехосный), ГАЗ-ГЛ-1 (гоночный). Но, пожалуй, самое главное, что надо отметить, – именно «Эмка» послужила для автозаводцев базой для конструирования знаменитого автомобиля «Победа».
Хотя в сообщении ТАСС говорилось о предстоящих запусках таких спутников «в течение 1962 года», тем не менее, спутники «Космос» запускались и во все последующие годы, запускаются сейчас и будут, без сомнения, запускаться и в будущем. Если в 1962 и 1963 годах было запущено 24 спутника этой серии, то в 1964 их было 26, в 1965 — 51, а например, в 1983 году – уже 93! Сегодня нет ни одной области космических исследований, будь то научная, народно-хозяйственная или оборонная, куда бы ни внесли вклад эти труженики космоса.
Есть и во мне благословенье бога,
И праведна житейская дорога.
Беспечно выбранная мной…
Автор этих строк — замечательный русский поэт Николай Языков – родился 16 марта 1803 года. «Поэзия… не подчиняется требованию интереса или пользы, а действует независимо и лишается своей божественности, когда имеет цель», — писал Языков в 1827 году. «Поэзия… по своему высшему, свободному свойству не должна иметь никакой цели, кроме самой себя», — утверждал он.
«Я русский человек, — говорил Попов, — и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения, я имею право отдавать только моей родине. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».
Сын священника, он окончил семинарию, потом стал юристом. С детства мечтал научиться летать: привязывал к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом. Наконец, поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Сам научился играть на рояле и скрипке, рисовал декорации, играл на сцене, но отказался от предложения Станиславского войти в труппу его театра. Работал воспитателем в детском доме, инспектором уголовного розыска. А в свободное время занимался литературой. Его первое опубликованное произведение называлось «Голова профессора Доуэля». Умер писатель в 1942 году.