Дм. Линдер Нетривиальная история

Дм. Линдер Нетривиальная история Про сватовство длиною в 20 лет (начало XIX века«Он был титулярный советник, она генеральская дочь»Был ли у них шанс вступить в брак на заре XIX века Нет, не

Про сватовство длиною в 20 лет (начало XIX века
«Он был титулярный советник, она генеральская дочь»
Был ли у них шанс вступить в брак на заре XIX века Нет, не спешите с ответом! Вот рассказ мемуаристки, которая все наблюдала «в режиме реального времени» (история произошла с ее соседями). Да, это вновь «Рассказы бабушки» А. П. Яньковой.
Первый эпизод нерядовой истории датируется «началом 1800-х». Она, Надежда Васильевна Титова (род. ок. 1785 г.), была юной девицей:
«стройна, высока ростом, свежа лицом, словом сказать: во всей красоте».
Он, Павел Михайлович Балк (род. ок. 1769 г.), тоже произвел недурное впечатление на мемуаристку. Балк дворянин, служит советником Московской палаты гражданского суда: в общем, не очень плохая позиция!
Была одна проблема: Надежда Васильевна богата, Павел Михайлович очень беден. Для влюбленной девушки это ничего не значило, зато много значило для матери. Балк сватался и получил отказ.
Портрет мемуаристки. К сожалению, портреты молодых мне неизвестны
Мир, в котором жили
Надо немного сказать о брачных обычаях в этом кругу. К концу XVIII века брак превратился в инициативу «молодых» по крайней мере, если говорить о богатой и чиновной части русского дворянства. Короче говоря, девиц не выдавали замуж против воли в той среде, в которой вращалась мемуаристка и ее друзья. Это первое.
Второе: заключать брак против воли родителей было, мягко говоря, не принято.
Обычно дело обстояло так: мужчина делал предложение девушке. Если девица соглашалась, он уже мог просить согласия ее родителей на брак. Потом согласия своих родителей (если они были живы). Если никто не возражал, играли свадьбу.
А возражали очень часто. Причины для отказа, с нашей точки зрения, бывали смехотворными:
Как я могу выдать за вас младшую дочь, когда у нее старшие сестры не выданы замуж
Или:
Сын, ты с ума сошел! Взять в жены Екатерину Пахомовну Нет, не даю благословения. Разве в порядочных семьях бывают «Пахомовны» Над нами же весь Петербург смеяться станет!
Это еще не конец. Отца и мать можно было уговорить. Если ж они упорствовали тогда на планах молодых следовало поставить крест. Браки без благословения родителей теоретически возможны, но практиковались крайне редко. Дело не только в угрозах материального плана («не получишь приданого»), но и в состоянии умов.
Жениться без согласия родителей считалось делом безобразным, аморальным. Если не благословила мать, то не благословит и Бог. Так думали и сами молодые!
Вот в каком мире люди жили. Уважение к отцу и матери было сильнее, чем страсть. Особенно у дочерей.
Что делать
Однако Титова и Балк любят друг друга до безумия. И это, кажется, тупик. Как век спустя напишет Тэффи, «que faire-то Фер-то ке»
Павел Михайлович ездит и ездит к Надежде Васильевне, ибо жить без нее не может. Семья Титовых живет у себя в усадьбе, в Сокольниках. Это не те Сокольники, которые потом вошли в состав столицы. Это Сокольники под Дмитровом. От тогдашней Москвы 50 километров по прямой, «как летают орлы». А по кривым проселочным дорогам я не знаю сколько.
Жизнь Павла Михайловича Балка протекает как. С понедельника по субботу он служит в гражданской палате в Москве. В субботу вечером садится на телегу с одной лошадью (не забывайте: этот дворянин живет на жалованье, то есть небогат). Дорога продолжается целую ночь. Все воскресенье он общается с чудесной Надежной Васильевной. Вечером снова садится в телегу и катится в Москву, чтоб на заре успеть на службу.
Так протекает первый год. Второй год. Третий.
Павел Балк вновь и вновь делает предложение. Титова-мать ему отказывает.
Другие женихи богатые! чиновные! знатные! перспективные! наперебой предлагают руку и сердце. Титова-дочь им всем отказывает. Выдать ее против воли мать не может.
Чем дело кончилось
И вот общественное мненье. И сама мемуаристка, и другие соседи начали просить твердокаменную мать:
Не мучай дочку! Согласись на этот брак. Она за другого не выйдет.
Все-таки мать уговорили, та дала свое согласие. А потом взяла слово назад:
Я передумала. Не будет этого брака.
Проходят десять лет.
Пятнадцать лет!
Отгремел Аустерлиц, Бородино и Ватерлоо. Ушел Державин. Пушкин научился читать, вырос и прославился. Москва успела выгореть и восстать из пепла, а Павел Михайлович Балк ездит по-прежнему к Надежде Васильевне Титовой.
Они женились в 1822 году: старушку-мать уговорили! Жениху стукнуло 53 года, невесте 37. Из этих 37 лет почти 20 (большую часть жизни) Надежда Васильевна промечтала о замужестве.
Супруги были вместе 30 лет. Она ушла из жизни в 1852 году, он в 1854. Их погребли в Новодевичьем монастыре.
Moralité
В эту историю можно «вчитать» самые разные смыслы. Для одних это рассказ о самодурстве матери. Для других о «предрассудках» жениха с невестой: ну зачем друг друга 20 лет «мучать, как при царском режиме» За это время «наши люди» быстро бы женились, развелись, потом еще пять раз сходились бы и расходились с разными «партнерами» Для кого-то, наверное, это история большого «сексуального психоза».
На мой же взгляд, это история большой любви.

.

Обсуждение: Обсуждение:
  1. Лукина Людмила:

    Это история о том, как мать сожрала жизнь дочери и не подавилась, да и молодые два идиота. Мать Екатерины Трубецкой пожаловалась на мать императору Павлу, что мать не даёт согласия на брак. И матери пришлось уступить. Брак был счастливым. Не надо быть мокрой курицей, надо бороться за свое счастье!

Ваш комментарий