Мир красоты
Возможно ли такое сочетание Как будто я пытаюсь смешать в одном стакане воду и масло. Преданность- такое благородное и светлое понятие! Преданность ищут, преданностью дорожат, преданностью гордятся. Но, как ни удивительно, в некоторых случаях от преданности страдают.
Вообще, токсическим можно назвать любое переживание, если оно привносит значительные ограничения в жизнь человека, препятствуя его свободному и приносящему удовлетворение существованию.
Преданность- это социальное чувство, и его функция- регулировать взаимоотношения между людьми. Для чего же нужна преданность Она позволяет человеку переживать свою близость с другим, свою принадлежность к какой-то группе, делу (преданная дочь, преданная жена, быть преданным работе, учителю, Богу и т.д.). В преданности сочетаются такие чувства как благодарность, уважение, признание другого как значимого, но при этом «стоящего выше». Для того, чтобы преданность была возможна, необходимо возвеличить ценность другого (человека или группы), и принизить свою собственную ценность. Чтобы быть преданным, нужно буквально предать себя. Чтобы быть преданным, нужно остановиться в своем развитии, не иметь собственных потребностей, предпочтений, взглядов и т.д. Нужно отказаться от дифференциации, ведь она подразумевает инаковость, непохожесть. А это влечет за собой отделение и отдаление от другого.
В детстве мы все получаем разный опыт, когда сталкиваемся с потребностью в дифференциации. Родители, замечая возникновение у ребенка потребностей (вкусов, взглядов по мере взросления), не подобных собственным, могут реагировать по-разному: одни относятся к этому с уважением, даже с восхищением, в каком бы возрасте ребенок не был, позволяя ему выражать отличные от родительских предпочтения (образно родитель отходит и позволяет ребенку отойти, чтобы для них было место). Важно, что в этот момент родитель даёт послание следующего содержания: «Ты можешь иметь собственные вкусы, взгляды, идеи, при этом ты все равно остаешься моим ребенком, а я твоим родителем и от этого я люблю тебя не меньше». Но бывает и такое, что в ответ на взросление и дифференциацию родитель реагирует манипуляциями с посланиями другого рода. Он может унижать и пристыжать ребенка за то, что он по-другому к чему-то относится. Может называть неблагодарностью непохожесть ребенка на него . Может реагировать агрессивно, буквально силой заставляя его быть похожим на себя. В этих случаях родитель даёт такое послание: «Ты не можешь иметь своих собственных желаний, иначе ты потеряешь меня». Для ребенка, который зависим от родителя, выбор очевиден- он отказывается от собственных потребностей. Он усваивает такой урок: чтобы все было благополучно, я должен предать свои желания, и жить желаниями других. В наиболее неблагоприятном варианте человек перестает различать свои желания от желаний других, и, уже во взрослом состоянии, продолжая выстраивать иерархичные отношения по вертикальному типу (отношения родитель- ребенок, начальник-подчиненный, в которых власть и ответственность распределена не поровну), а не по горизонтальному типу (партнерские равноправные отношения). В другом случае человек сохраняет импульс к дифференциации, но при обнаружении различий (разные вкусы, предпочтения, идеи, векторы развития и пр.) не может их предъявить, т.к для это повлечет за собой увеличение расстояния между ним и значимым другим, а из детского опыта он помнит, что это грозит полным разрывом отношений. И в этот момент у человека появляется мучительное чувство вины, которое препятствует его дифференциации и заставляет отказаться от своих желаний и предать себя другому.
Чаще этот выбор осуществляется неосознанно. И импульс к дифференциации тоже остается неосознанным (присутствует он всегда, т.к дифференциация один из этапов развития). И он может трансформироваться и проявляться разными способами, например, агрессией в адрес того самого значимого или других людей. Так преданная жена может изводить ревностью своего супруга. Преданные работе служащие могут становиться домашними тиранами. Преданные религиозным/политическим убеждениям люди могут становиться зачинщиками войн.
Ольга Краснодубец