Трудно быть богом.

трудно быть богом. роль терапевта многими людьми воспринимается как роль спасителя, как клиентами, так и самими терапевтами. и эта роль очень соблазнительна и опасна. клиент, видя в терапевте спасителя, вверяет ему свою судьбу, отказываясь от

Роль терапевта многими людьми воспринимается как роль спасителя, как клиентами, так и самими терапевтами. И эта роль очень соблазнительна и опасна. Клиент, видя в терапевте спасителя, вверяет ему свою судьбу, отказываясь от собственной власти над ней. Собственно, он от нее отказался не при встрече с терапевтом, он ее никогда не ощущал. Терапевт соблазняется возможностью «все разрулить», обретая такую власть, и принимает на себя ответственность за чужую жизнь, тем самым в какой-то мере тоже отказывась от ответственности за свою жизнь, которую он живет в сессии с клиентом, в частности, за свою самооценку: теперь клиент за нее отвечает, и если удастся что-то разрулить, то терапевт хороший, если нет — то плохой. И в ответ, если клиенту не стало лучше, то теперь плохим становится клиент. Проблема ответственности между клиентом и терапевтом — это центральная проблема терапевтических отношений. Границы терапевтических отношений — это инструмент, с помощью которых эта ответственность регулируется, и пренебрежение ими каждый раз ставит клиента и терапевта в позицию «ты — бог, я-никто; я-бог, ты — никто». Восстановление границ возвращает все на свои места, то есть каждому вручает его жизнь, и с властью над своей жизнью, с ответственностью за нее, каждый становится кем-то, ни богом, ни никто, а тем, кто он есть. И только в этой точке возможно принятие себя.

Анна Паулсен

Ваш комментарий