«Красный шатёр» — это не просто об изделиях для девушек и женщин.

Это о заботе, о понимании и принятии. О любви к себе — разной.

Существует масса историй о том, какой ужас и отчаяние довелось испытать неосведомлённым девушкам при виде своей первой менструации. Натолкнуться на описания подобных ситуаций можно как в жизни, так и в классической литературе. Но такого никогда бы не произошло, если бы мы полностью не утратили священное отношение к этому признаку взросления женщины. Элизабет Дэвис и Кэрол Леонард делятся с нами своими знаниями и наблюдениями о том, что стоит предпринять, чтобы наши дочери встретили своё первое кровотечение с радостью, ликованием и гордостью.

Менархе — рождение женщины

Загадка — это то, что находится за пределами нашего понимания, приводит в недоумение или сбивает с толку, это нечто глубокое, о чём мы узнаём, как об откровении. Когда мы говорим о женских загадках крови, мы имеем в виду такие биологические явления, как первая менструация, роды и менопауза, которые обрушивают на нас неожиданные и, возможно, пугающие знания. Хотя мы и не понимаем, почему в эти периоды меняемся, растём и столь драматично получаем доселе неведомую информацию, мы всё равно это делаем. Вот она, Загадка. И разделяя знания, откровения, связанные с трансформациями в нашем теле, мы знакомимся с женской природой, силой и мудростью.
Менструация — отличный пример того, как загадка придала образу женщины силу и вызвала уважение. До развития науки месячные ставили людей в тупик — как можно так кровоточить и при этом оставаться целой и невредимой Должно быть, это волшебство! Задолго до того, как выяснилось, что зачатие происходит в результате оплодотворения, бытовало мнение, что женщины могут сами создавать жизнь, просто удерживая свою менструальную кровь. Это считалось автономным процессом: сексуальный акт с зачатием не связывали. Женщин, по представлениям тех времён, вероятно, посещал дух, затем они сохраняли свою кровь, вынашивали и дарили миру новую жизнь. Соответственно, менопауза считалась не потерей, а увеличением силы — казалось, старшие женщины постоянно сдерживают свою кровь и таким образом выходят за пределы цикла рождения и смерти…
В цивилизованном мире утроба перестала считаться священным храмом, и загадки крови уже больше не признаются. Отделению тела и души особенно поспособствовало развитие медицины, согласно которой люди — всего-навсего набор физиологических функций. Теперь у нас есть инструменты, «помогающие» процессу родов, лекарства, «облегчающие» месячные или упраздняющие такое явление, как менопауза, хирургия, удаляющая матки. Мы стремимся господствовать над силами природы: выращиваем культуры, истощающие почву, вырубаем леса и загрязняем воду. Это было бы немыслимо в мире, преклоняющемся перед женской сущностью.
Нельзя отрицать, что у технологий есть свои преимущества — сегодня медики спасают многим женщинам жизнь во время сложных родов и в патологических гинекологических ситуациях. Но мы потеряли Загадку. Восстановление женских ритуалов крови как глубоких психологических поворотных моментов позволит обнаружить новые и ещё раз открыть самые древние женские архетипы. Помочь рождению женщины

Древние ритуалы связанные с первой менструацией

У женщин есть чётко выраженные физиологические вехи, возвещающие о значительных переменах в жизни. В былые времена переходы между ними считались священными, они помогали нам соединяться с ритмами и циклами сезонов и Луны. Первый из этих важных этапов — ритуал инициации, который устраивали, когда у девушки наступали первые месячные, чтобы отпраздновать её превращение в женщину.
Отмечать столь существенную перемену в жизни проведением специальной церемонии или празднованием раньше было обычным делом. Предвкушение чудесного события помогало девочке встретить её первое кровотечение с радостью и ликованием. Этот обряд являлся самым значимым из всех ритуалов инициации.
В неиндустриальных обществах месячные всегда связаны с уединением женщины — не из страха, а из уважения к священной силе менструальной крови. В некоторых традиционных культурах девушек изолируют на несколько лет. Так, у даяков, проживающих в Юго-Восточной Азии, молодые женщины проводят год в белом домике, при этом они носят только белую одежду и едят исключительно белую пищу, что, считается, обеспечивает им крепкое здоровье. Наедине они предаются размышлениям над своей физической трансформацией. Время от времени их навещают старшие соплеменницы, чтобы обучить искусству женственности, в том числе рассказать об обязанностях, связанных с сексуальностью и воспитанием детей. Это имеет огромное влияние на личностный рост юных дев.
Один из самых красивых примеров подобной инициации — ритуал апачи под названием «Изменившаяся Женщина». Во время торжественной церемонии достигшая половой зрелости девушка становится праматерью апачи, «Женщиной, окрашенной в белый цвет». Она воспроизводит историю Изменившейся Женщины, которая, забеременев от солнца, родила народ апачи. В первый день её обрызгивают жёлтой пыльцой рогоза, что символизирует плодородие, и женщины, обычно помогающие при родах, рассказывают ей об её священной сексуальности. Обряд длится четыре дня, в честь Четырёх Направлений (сторон света). В заключительную ночь девушка должна танцевать от заката до рассвета ради процветания своего народа.
На рассвете ей поют песню:

Сейчас ты входишь в мир.
Ты станешь взрослой, появятся новые обязанности…
Иди с честью и достоинством.
Будь сильной!
Потому что ты — мама наших людей…
Потому что ты станешь матерью народа.
Современное празднование
Хотя может показаться, что четырёхдневный ритуал — это слишком для сегодняшнего ритма жизни, зато его назначение — дать возможность девушкам осознать свой новый статус и силу — весьма существенно. Сегодня обряды, связанные с первой менструацией (менархе), могут представлять собой как реконструкцию древней церемонии, так и просто встречу подруг и родственников с целью вместе на славу отобедать. Главное — выделить данное событие из повседневной жизни. Женщины повсюду сейчас воссоздают или придумывают ритуалы для своих дочерей. Ключевой момент во всех них — это участие самих девушек в создании праздника.

Вот несколько предложений, касающихся памятного события.
Место празднества украшают свечами и красными и белыми цветами: красный символизирует кровь и жизненную силу, а белый — невинность, мощь и плодовитость. Девушка садится на почётное место, например, во главе стола, на кресле, украшенном подобно трону. В центре ставят красные розы — столько, сколько лет виновнице торжества. Возможно, она также захочет надеть венок из цветов — символ её расцветающей женственности.
Вначале собравшиеся могут помянуть предков девушки, всех женщин её семьи, которые когда-то так же, как она, впервые открывали в себе Женщину. Это придаст уверенности девушке и подчеркнёт уникальность опыта первых месячных.
Основная часть ритуала заключается в том, что его участницы обмениваются историями, связанными с менструацией. Каждая из присутствующих описывает, как у неё проходили первые месячные. Обычно не все рассказы весёлые; пожилые женщины иногда становятся очень эмоциональными, когда вспоминают чувство стыда, связанное с их первой кровью. Однако это даже усиливает в собравшихся намерение превозносить девушку, ради которой и затеяли ритуал. Печаль можно уравновесить восхвалением её силы, смелости и красоты. Все присутствующие помогают процессу рождения женщины.

Авторы: Элизабет Дэвис, профессиональная сертифицированная акушерка, эксперт по естественной медицине и женскому здоровью, практикующая более 30 лет.
Кэрол Леонард, профессиональная сертифицированная акушерка, соавтор книги «Женское колесо жизни» (совместно с Элизабет Дэвис), мать двоих детей
Перевод: Мария Русакова и Юлия Гушул

Ваш комментарий