Мир красоты
Василий Кандинский пришел в искусство в достаточно зрелом возрасте – уже будучи магистратом Московского университета, в тот самый момент, когда перед ним открылась дверь в науку. Тогда он занимался политической экономикой, правом, этнографией, но выбрал искусство. Правда, своё искусство — в то время мир не знал ярких полотен Марка Ротко и не был знаком с синим цветом Стивена Кляйна или «кляксами» Джексона Поллока. А точки и линии на плоскости уже появились в работах Кандинского. И конечно же, мода не могла пройти мимо. Ни тогда, ни сейчас. Когда-то революционные, простейшие геометрические фигуры в бесконечном пространстве — сегодня частые гости в модных коллекциях.
Несмотря на то, что вся художественная теория Кандинского строилась на простейших геометрических фигурах, цвет, и вместе с ним свет, играл немаловажное значение для него. Цветом он разговаривал. И даже теоретические понятия художник нередко ассоциировал с ним. Так, к примеру, горизонталь для него была холодного цвета, а вертикаль — теплого. Дизайнеры моды тоже научились пользоваться цветом как своим рабочим инструментом. И здесь мы вряд ли найдем хотя бы одно исключение.
Композиции Кандинского — это главный рупор его художественных идей. Или, говоря музыкальным языком, его симфонии. Они всегда были спланированы заранее — случайных элементов быть не могло — и всегда работали с одним главным образом, который художник по нарастающей развивал, как дизайнеры развивают свои темы в коллекциях. А это значит, что художественный метод мастера прочно закрепился в современной культуре.
Точка Василия Кандинского может быть невидимой единицей или мельчайшей элементарной частицей, может превратиться в плоскость или принимать бесконечное множество форм — в любом случае даже самую маленькую художник ценил и выделял в отдельную категорию. В моде точка тоже инструмент весьма и весьма влиятельный. В одиночестве она становится акцентом, в большой компании сметает все на своем пути, а в паре с линией образует симпатичный художественный тандем.
Линия у Кандинского тоже объект невидимый, след перемещающейся точки, ее произведение. Динамическое. И самый первый тип линии — прямая — нередко появляется в силуэтах, а некоторые дизайнеры так любят крой по косой, что их коллекции видно издалека. Кто-то же предпочитает прямые и диагонали в принтах. В любом случае линия всегда придает строгости, она привносит некое напряжение и задает направление. Для сильных духом.
Из горизонталей, вертикалей и диагоналей — простейших из линий — Василий Кандинский и составляет свою художественную плоскость. И несмотря на кажущуюся неповоротливость, речь всегда идет о движении. Точки и линии в музыке, архитектуре, природе — так выглядит художественная реальность Кандинского. Обязательным пунктом в этом списке значится танец — самая динамичная из реалий. Пуанты во время танца оставляют после себя точки на полу, а балерина в прыжке обозначает многоугольную плоскость — так художник связывает пунктирование с музыкальной формой точек. Так создаются силуэты.