Мир красоты
15 лет назад не стало Заслуженного артиста России Вадима Тонкова, участника комического дуэта Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны, обладателя по-настоящему всесоюзной славы. Трудно представить, что выступления артистов поднимали многотысячные стадионы, семья Брежнева приглашала их на закрытые вечеринки, а диалоги разбирались на цитаты после каждого появления на голубом экране. Кто такой Вадим Тонков, фото которого представлено в статье, и как к нему пришла оглушительная популярность
Страницы биографии
Вадиму Тонкову посчастливилось родиться в интеллигентной семье. Появившись на свет в 1932 году, он уже не застал в живых своего деда, на которого был внешне похож, выдающегося архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. Его мама и тётя были художницами, отец работал в Госплане, и юноше прочили карьеру юриста. Всё изменило посещение театрального кружка, где вместе с ним занимались будущий партнёр по эстраде Борис Владимиров и девушка по имени Марта, ставшая впоследствии женой. Вадим Тонков и Борис Владимиров при поступлении в ГИТИС были зачислены сразу на второй курс, что было большой редкостью.
Выступая вместе на капустниках и в студенческих сценках, друзья после окончания вуза в 1953 году на некоторое время расстались: Тонкова отправили в армию, а Владимиров, окончивший режиссёрский факультет, стал реализовывать идею создания эстрадного театра, вошедшего в историю под названием «Комсомольский патруль». Вадим Тонков начал карьеру с московского театра «Ленком» под руководством М. Захарова. Имея к тому времени семью, он нуждался в средствах, поэтому на предложение Владимирова войти в штат его нового театра с неплохим гонораром согласился, не раздумывая.
Звёздный дуэт
Начало дуэту положило выступление в телевизионной программе А. Ширвиндта «Терем-теремок» 1 января 1971 года. Представ в образе двух старух: интеллигентной, не от мира сего (о таких говорят «божий одуванчик»), и ехидной, простоватой, не отличающейся познаниями, Вадим Тонков и Борис Владимиров вели диалог под ёлкой в ожидании внучат, приведённых ими на праздник. Уже наутро они проснулись знаменитыми людьми, чьи высказывания цитировались на всех советских кухнях. Автором текста был сам Тонков, хотя впоследствии репризы писались и Г. Гориным, А. Аркановым, В. Ардовым. Характерно, что женские образы были созданы без помощи переодевания, на головах актёров появились платок, очки, да нелепая шляпка с париком.
Успех дуэта был основан на великолепном юморе, построенном на контрасте двух бабушек, вступающих в постоянные полемики и попадающих в ироничные ситуации. Жена Тонкова описывает, что типажи были списаны с тёти Вадима Сергеевича, родившейся ещё до революции и плохо понимающей, в какой стране ей приходится жить, и домработницы Вари, её абсолютного антипода. А. Ширвиндт же считает, что прообразом стали его бабушка и нянька, ведущие комические разговоры на общей кухне. Это лишний раз подтверждает, что актёры гениально попали в образ, узнаваемый и полюбившийся зрителями.
«Бабушки надвое сказали…»
Выступая во всех значимых концертах и регулярно появляясь на праздничных «Голубых огоньках», Вадим Тонков, актёр драматической школы, скоро стал заложником созданного образа Маврикиевны, впрочем, как и его напарник – Никитичны. Будучи на пике оглушительной популярности, оба столкнулись с тем, что без грима остаются абсолютно неузнаваемыми для простого зрителя. На этом контрасте В. Харченко и Ю. Клебановым в 1979 году был снят комедийный фильм «Бабушки надвое сказали…», премьера которого на телевидении состоялась накануне Нового 1980 года.
Сюжет построен на волшебной транспортировке образов гениальным изобретателем (Владимир Басов), создавшим двух «Галатей» – Маврикиевну и Никитичну. Актёры сталкиваются со своими персонажами в период гастролей. Наблюдая со стороны за любовью и признанием публики к своим героиням, сами терпят лишения и неудобства, что вызывает искренний смех зрителя. В фильме снялись замечательные актёры: помимо Басова, Олег Анофриев и Николай Рыбников, Евгений Весник и Наталья Бондарчук, что говорит о признании таланта уникального дуэта. Впервые для роли Тонков и Владимиров надевают женские костюмы, что ставит их в один ряд с лучшими мастерами перевоплощения в истории кинематографии.
Распад дуэта
Несмотря на многообещающие слова Маврикиевны Тонкову и Владимирову в художественном фильме 1979 года: «Мы с вами мчимся сквозь года и будем вместе навсегда», в 1982 году творческий союз двух выдающихся актёров распался. Хотя образ навсегда остался в сердцах зрителей. Друзья не ссорились и даже продолжали сотрудничать, но с этого года дуэт перестал существовать. Современники говорят о пристрастии Владимирова к алкоголю, что приводило к срыву концертов и переживаниям из-за этого более ответственного партнёра. Вадим Тонков озвучивал радиоспектакли, писал книги по искусству, делал эстрадные программы, ставил пьесы для детей, великолепно читал стихи. Но зрители снова и снова хотели видеть его в образе Маврикиевны.
Актёр пробовал выступать один, снялся в фильме «Старые пени о главном-2», но это уже воспринималось не так ярко, как в дуэте. Поэтому он попробовал найти партнёра в лице Гарри Гриневича, но это было повтором, который всегда уступает оригиналу.
Уход из жизни
В 1988 году не стало Бориса Владимирова. Эта смерть тяжело отразилась на Тонкове. Тот перенёс очередной инфаркт, первый из которых случился в сорок шесть. Ему удалось пережить друга на 12 лет, но его уход стал неожиданным и болезненным для семьи и зрителей. Во время сборов на гастроли в Соединённые Штаты, где предстояло дать несколько концертов в составе творческой группы, у актёра случился сердечный приступ, от которого Вадиму Сергеевичу уже не суждено будет оправиться. Группа улетела без него, вернув по возвращении причитающийся гонорар вдове и дочери артиста.
Вадим Тонков, семья для которого всегда стояла на первом месте, проживший в счастливом браке более пятидесяти лет, оставил для почитателей замечательную песню, ставшую заставкой для телепередачи «Пока все дома».