Мир красоты
Шведский посол, Киса Воробьянинов, атаман разбойников эти и многие другие яркие образы были воплощены на экране талантливым советским актером Сергеем Николаевичем Филипповым. Он часто жалел, что ему редко предлагали главные роли, видели его в амплуа пройдохи и неудачника, но активно сотрудничал с киностудиями и мастерски справлялся с работой.
Сергей Николаевич родился 24 июня 1912 года в семье слесаря и портнихи. Учился плохо, часто хулиганил. Позже он рассказывал, как однажды на уроке химии смешал соляную кислоту с железными опилками, что вызвало неприятный резкий запах, быстро распространяющийся по школьным коридорам. Занятия были сорваны, ученики эвакуированы, а Филиппов отчислен из школы.
Не сумев получить диплом, он поступил учеником пекаря в хлебную лавку, но не задержался там, пробовал стать плотником, токарем, слесарем, садовником. Счастливый случай привел Сергея Филиппова в балетную школу. Долговязый стройный парень быстро освоил балетную технику и уже через несколько месяцев был одним из лучших танцоров Саратова.
Приехав в Москву, он опоздал на вступительные экзамены в балетное училище при Большом театре, приехав в Ленинград он снова опоздал на экзамены уже в хореографическое училище, поэтому поступил в эстрадно-цирковой техникум, набор в который был открыт на месяц дольше. После техникума Сергей Филиппов был принят в труппу Ленинградского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский театр). Выступал он недолго, на четвертом спектакле у него случился сердечный приступ, поэтому врачи запретили ему заниматься балетом. Филиппов перешел в театр Комедии.
Так в 1933 году началась карьера драматического артиста, в 1937 году киноартиста — Сергея Николаевича Филиппова. Снимался он преимущественно на «Ленфильме», иногда участвовал в проектах «Мосфильма». По-настоящему популярным Филиппов стал после выхода на широкие экраны фильмов «Укротительница тигров» (1954), «Карнавальная ночь» (1956), «Девушка без адреса» (1957).
Режиссеры отмечали, что Сергей Николаевич обладал необычайной наблюдательностью и проницательностью, он моментально запоминал роль, часто доводил образ до гротеска, добавляя персонажам смешные ужимки и гримасы, и не боялся работать без дублеров. Он сам входил в клетку к тиграм, сам падал с большой высоты, сам исполнял танцевальные номера.
Переломным моментом в карьере Сергея Филиппова стало знакомство с Леонидом Гайдаем. В 1971 году он сыграл Кису Воробьянинова в фильме «12 стульев», а через два года — шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Именно тогда наступило истинное актерское счастье, его останавливали на улицах, просили автограф.
В личной жизни Сергей Филиппов был непростым человеком. С первой супругой он прожил чуть более 10 лет, позже она переехала вместе с сыном в США, и Сергей Николаевич прекратил с ними общение по идейным соображениям. Вторая жена была старше его на 13 лет, вместе они прожили до её смерти в 1989 году. Сергея Николаевича не стало в 1990-м.
О последних днях Сергея Николаевича вспоминал его друг Евгений Александрович Моргунов:
«Самое страшное остаться одному. Знаете, горе какое случилось у прекрасного комика, удивительного человека Сергея Николаевича Филиппова Как бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. Соседи обратились на «Ленфильм». «Ленфильм» принял ужасающее решение, не дали на похороны ни копейки денег. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актёров, которые были на пенсии, у актёров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи».
Сегодня в сети популярны рассказы о сумасшествии, о нездоровой любви Сергея Николаевича к коммунистическому режиму. Это неправда, он был творческим, немного странным, но действительно талантливым человеком и большим артистом.