Мир красоты
Союз гениев, не уступающих друг другу ни талантом, ни красотой, редко бывает продолжительным и удачным. Брак великой танцовщицы, американки Айседоры Дункан с поэтическим гением России Сергеем Есениным яркое тому подтверждение. Этих двоих тянуло друг к другу со страшной силой и с такой же силой отбрасывало. Они не смогли ужиться рядом, но за три года, которые провели вместе, они, безусловно, пережили и немало счастливых минут.
Есенин родился в крестьянской семье и с малых лет косил, пахал, занимался всем тем, чем жили его предки на Смоленской земле, а еще писал стихи. Настолько сильные и самобытные, что поэта заметили еще в ранней юности. Сергей переехал в столицу, бывал и в Петрограде. Красавец, словно сошедший с иллюстраций к русским народным сказкам, Есенин покоряет одно женское сердце за другим. Поэт становится отцом в 19 лет, но вскоре оставляет гражданскую жену и маленького сына.
Первой официальной женой Есенина стала актриса Зинаида Райх, но и этот брак распался. Есенина не удержали в семье даже двое общих с Райх детей. Несмотря на ангельскую, в чем-то даже лубочную внешность, Есенин был бунтарем. Его не могли сдержать никакие оковы, в том числе и узы Гименея. Поэту постоянно требовалось состояние влюбленности, драйв, как сказали бы сегодня. Размеренная семейная жизнь это была не его участь!
Дора Анджела Дункан родилась на семнадцать лет раньше того, кто в будущем станет ее мужем. Девочка росла в нищете ее отец бросил мать с четырьмя детьми на руках, и Айседора, как она сама себя называла, уже в возрасте одиннадцати лет давала всем желающим уроки танцев. Она была не по годам рослой и смышленой, и даже в школу ее отдали с пяти лет, скрыв настоящий возраст. Однако в тринадцать девушка совсем забросила обычную школу ее призванием, несомненно, был танец.
Айседора создала свою собственную, неповторимую школу танца. Даже сегодня никто не может достоверно воссоздать то, что проделывала на сцене эта удивительная танцовщица. Она избавилась от пуантов и балетной пачки и танцевала босиком, в свободном греческом хитоне, за что ее сразу прозвали «босоножкой». Невероятная пластичность, собственный неотразимый стиль и музыкальность сразу же выдвинули Дункан в ряды тех артистов, кто собирает аншлаги.
Однако личная жизнь танцовщицы была далека от идеала: хотя ее руки и сердца добивались многие, она не спешила связать себя узами законного брака. Кроме того, диву подмостков всю жизнь преследовало предчувствие огромной беды. Оно оказалось пророческим: двое ее обожаемых детей дочь, рожденная от режиссера Гордона Крэга, и сын от наследника империи «Зингер», Патрика Зингера, по нелепой случайности утонули вместе с автомобилем в Сене.
Казалось, жизнь кончена. Айседора не могла не то что танцевать она не могла даже плакать. И когда лондонская гадалка предрекла, ей, сорокалетней, что в заснеженной России она встретит свою любовь и даже выйдет замуж, Айседора только покачала головой
Дункан пригласил в Россию нарком просвещения Луначарский. Как новаторскую танцовщицу, ее просили открыть школу для детей пролетариата. В красной России, о которой на Западе ходили самые страшные слухи, царили голод и разруха, но Дункан всем сердцем стремилась к новой жизни. Поэтому она, не сомневаясь ни минуты, отправилась в путь.
Есенин увидел Дункан на танцевальном вечере, где знаменитость демонстрировала свое искусство. Зрелище было настолько захватывающим, что поэт влюбился в женщину на сцене с первого взгляда. После окончания вечера, когда поэт читал немногочисленным приглашенным на ужин стихи, танцовщица была покорена их ритмом и музыкальностью. Почти ни слова не знавшая по-русски, она тем не менее поняла, что человек, написавший их, гений. Взволнованная, она подошла к Есенину и, пытаясь выразить свои чувства без обиняков, поцеловала. Погладив поэта по льняным кудрям, она на ломаном русском сказала: «Ангель», но, заглянув в его васильковые глаза, воскликнула: «Чьорт!»
Да, этот человек был и дьяволом, и ангелом одновременно. Двойственность характера присуща всем без исключения, но в Есенине она проявлялась особенно ярко. Роман Айседоры и Есенина, начавшийся тем самым вечером, развивался очень бурно. Влюбленные общались практически одними жестами, но прекрасно понимали друг друга. Однако идиллия продолжалась недолго: Есенин уже тогда много пил и в этом состоянии мог позволить себе оскорбить любимую. Она кротко сносила его выходки, потому что этот странный русский действительно оказался последней и самой сильной любовью ее жизни
По условиям контракта в 1922 году Айседоре нужно было уезжать из Москвы ее ждали гастроли по Европе и Америке. Есенин хотел ехать с возлюбленной, но выехать за рубеж они могли только как муж и жена. И Дункан впервые в жизни изменила своим принципам свободной любви и согласилась зарегистрировать брак. Есенина отпускали неохотно, но он обещал пропагандировать Советскую Россию за рубежом и вскоре самолет с молодоженами на борту приземлился в Германии.
Семейная жизнь не заладилась с самого начала. Айседора отличалась экзальтированным характером. Ее финансовые дела в связи с долгим пребыванием в России шли хуже некуда. Особняк был продан за долги, а остальное имущество, оставшееся без присмотра, просто-напросто расхищалось. И хотя на ее банковские счета был наложен арест, она позволяла себе роскошь ездить на приемы в лимузине, таская за собой молодого мужа. Есенин, которому надоела роль ученой собачки при знаменитой в Европе жене, был очень недоволен. Здесь он был никем «русским мужиком, мужем знаменитой Айседоры».
В Америке поэту не понравилось еще больше: из-за сухого закона выпивки было не достать, и он, привыкший постоянно взвинчивать себя алкоголем, довольствовался тем, что можно было купить у бутлегеров. Кроме того, его измучили вопросами, как он зарабатывает на жизнь. Когда Есенин говорил, что он пишет стихи, толстосумы замечали: «Стихи это прекрасно! Но чем же вы все-таки зарабатываете на жизнь»
Америка, тупые вопросы, отсутствие алкоголя, чужой язык и Айседора, чувствующая себя в этой стране как рыба в воде все это раздражало Есенина все больше и больше. Он устраивал громкие скандалы в отелях, и только вмешательство чиновников поклонников искусства его жены, спасало его от крупных неприятностей. В конце концов он заявил Айседоре, что возвращается в Россию.
Есенин приехал из-за рубежа совсем другим человеком. У простого деревенского паренька, которым он когда-то был, появились буржуазные привычки: дорогая одежда, сигары, обыкновение сорить деньгами Кроме того, вернувшись на родину, поэт не перестал устраивать пьяные разносы в ресторанах, дебоширил да так, что о его пьянстве и драках даже стали писать газеты, а это было куда как серьезно!
Советская власть, обеспокоенная состоянием «народного поэта», предлагала Есенину курортное лечение, но тот под разными предлогами отказывался и от санаториев, и от разговоров на эту тему. В конце концов поэта постановили лечить принудительно. Его положили в психоневрологическое отделение, под надзор известного профессора Ганнушкина. Однако вскоре поэт каким-то образом сумел выписаться из клиники, забрал в Сбербанке почти все свои деньги и уехал в Ленинград, где снял номер в гостинице «Англетер». Через несколько дней его нашли повесившимся несомненно, в состоянии депрессии, а возможно, и под влиянием разочарования в советской власти.
Айседора, узнав из газет о смерти мужа, безостановочно рыдала много часов Она понимала, какую утрату пережила сейчас она сама и искусство, которому она служила всю жизнь
Через два года не станет и ее самой: длинный развевающийся шарф, неизменный атрибут ее чувственного танца, попадет в колесо автомобиля и мгновенно задушит непревзойденную танцовщицу