Мир красоты
Саве́лий Викторович Кра́маров (13 октября 1934, Москва — 6 июня 1995, Сан-Франциско) — советский и американский актёр театра и кино.
Биография.
Его семья на тот момент была вполне благополучной. Папа — известный столичный адвокат, мама не работала. Когда ему исполнилось 4 года, отца Виктора Крамарова арестовали. По обвинению в агитации против советского строя он был осуждён на 8 лет и отправлен на лесоповал в один из северных лагерей. Выживать семье без единственного кормильца было очень тяжело. Устроиться на работу мама не могла до тех пор, пока не развелась с осуждённым мужем. Отца в почти не помнил. Он видел его лишь раз, когда в конце 1950-х папу освободили, и он ненадолго приехал в Москву, чтобы повидаться с родными. Но оставаться в столице ему не позволили, и он вернулся в Бийск. Там его арестовали и осудили повторно, отправив в Красноярск. Вскоре он умер. По некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством. Полным сиротой остался в 16 лет. Мама умерла. Парня, ещё ученика школы, взял на попечение родной дядя. Савелий был сложным подростком. Учиться он совершенно не хотел, сбегал с уроков, дрался. Единственной отдушиной, где он чувствовал себя вполне счастливым, был кинотеатр. Ему казалось, что мир театра и кино — это именно то место, где он сможет всегда оставаться счастливым. После школы конечно же попробовал поступить в один из столичных театральных институтов. Но провалил экзамены. Пришлось отнести документы в «Лесотехнический вуз». Но уже на 2-м курсе сумел, несмотря на огромный конкурс, поступить в «Театральную студию при Центральном Доме работников искусств». По окончании «Лесотехнического института» в 1958 г. ему пришлось работать по специальности. Но вскоре он бросил работу, к которой никогда не лежала душа.
Фильмы.
Понял, что действовать надо более решительно. Он разослал свои фотографии во все киностудии страны. На счастье, на одно из своих писем он дождался ответа. Вскоре дебютировал в картине «Им было девятнадцать». Это была небольшая роль, но именно с неё началась актёрская биография. А вот по-настоящему его заметили после ленты «Ребята с нашего двора», в которой появился в образе хулигана Васьки Ржавого. Ему сразу же предложили похожую роль хулигана Пименова в картине «Друг мой, Колька!». Вот тогда он и получил долгожданное признание. Более того: впоследствии именно эту роль называл одной из лучших и любимых в своей творческой карьере. Ошеломительный успех получил после выхода «Неуловимых мстителей», хотя он здесь появился лишь мельком. Зато его фраза про мёртвых с косами вдоль дороги мгновенно превратилась в крылатую. В 1967 получил приглашение в «Театр миниатюр». Он с удовольствием его принял и замечательно играл на этой сцене. Но именно кино, а не театральные подмостки, превратили его в легенду. В 70-х он был наиболее известным комедийным артистом в СССР. А в 1972 наконец поступил в «ГИТИС» и получил актёрское образование. Странно, но при своей сумасшедшей популярности у него, окончившего вуз, не получалось устроиться на работу ни в один театр. Неповторимая внешность артиста и помогала, и одновременно мешала. Персонажи такого типажа, как Крамаров, не имели шансов получить главную роль в советском кинематографе. Поэтому самой масштабной работой считается роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из культового кинофильма «Джентльмены удачи». Картина имела ошеломительный успех. Многие фразы стали крылатыми. Например: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту!». Или: «Всё! Кина не будет!». «Джентльмены удачи» и вправду принесли ему успех и удачу. Предложения сниматься посыпались на него как из рога изобилия. Теперь даже мог позволить себе отказаться от роли, которая ему не очень нравилась. Об одной он со временем сильно пожалел. Это был Петруха из «Белого солнца пустыни». Фильма, ставшего культовым. Без него не обошлись обе легендарные постановки «Двенадцати стульев». У Гайдая был одноглазым председателем шахматного клуба в Васюках, у Захарова — слесарем-интеллигентом Полесов. На него свалилась ошеломительная слава. Для него даже сделали исключение, разрешив ему приобрести белый «Фольксваген-жук». Это случилось, когда управление делами дипломатического корпуса СССР распределяло оставшиеся после отъезда работников посольств машины. На этой маленькой иномарке ещё долго щеголял улицами столицы. 1974 г. принёс ему звание «Заслуженного артиста РСФСР». Отвечая журналистам на вопрос о дальнейших планах, с юмором ответил: «Буду копить на народного!». К сожалению, этим планам не суждено сбыться.
Эмиграция.
С годами начал больше задумываться о жизни, философских вопросах бытия, о вере. Он был евреем и особенно остро это почувствовал, когда его дядя — единственный родной человек, эмигрировал в Израиль. С тех пор начал вести довольно сомнительный, как для того времени, образ жизни. Он увлёкся йогой, сыроедением и вегетарианством, регулярно посещал синагогу и даже отказался сниматься в субботу. Предложения новых ролей начали поступать всё реже и иссякли совсем. Крамаров это понял, как молчаливый намёк властей о своём нежелательном присутствии в стране. И он решился подать документы на эмиграцию, утверждая, что желает присоединиться к единственному родному человеку. Ему отказывают. По правилам того времени в случае эмиграции нужно было изъять из оборота все картины, где появлялся Савелий. А их было больше 40, и большинство — очень известные. Осенью 1981 г. с Александром Левенбуком написали отчаянное «Письмо президенту США Рейгану», где пожаловались на судьбу. Письмо прочитали по «Голосу Америки». После этого держать его не стали. Отъезд случился в октябре 1981 г. В США выбрал местом жительства Лос-Анджелес, где поселился у Ильи Баскина, актёра, вместе с которым играл в «Большой перемене». Позже снимает квартиру неподалёку. Спустя некоторое время вместе с Баскиным снялись в драматическом фильме «Москва на Гудзоне». Появился в образе кагэбэшника Бориса. А в финале этой картины герой Крамарова попал в кадр вместе с лотком, полным хот-догов. Так на родине возник слух, что он в США торгует гамбургерами и сосисками. Артист не страдал в США от отсутствия работы. С его участием появился целый ряд картин, хотя главных ролей не было. В картине «2010» сыграл лётчика-космонавта из СССР. Интересно, что от него требовался злой шарж на советскую действительность, но он всячески этому сопротивлялся, утверждая, что «в Советском Союзе космонавтами могли быть лишь образованные и отважные люди, и уж никак не идиоты». Потом появились картины «Вооружён и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Его приняли в «Гильдию киноактёров». Это было практически невозможным для эмигрантов, но для него сделали исключение, чему он был несказанно рад. Ему удалось поработать со звёздами западного кинематографа, среди которых оказались Уоррен Битти и Робин Уильямс.
Болезнь и смерть.
На родине после эмиграции побывал дважды. В 1992 он был приглашен, как почётный гость, на кинофестиваль «Кинотавр». Во 2-й и последний раз он приехал в Россию в 1994, за год до своей кончины. К сожалению, в свой предпоследний год жизни получил предложение сняться в очень многообещающем фильме, в который его приняли даже без проб. Но неожиданно у него обнаружили рак. Скончался в начале июня 1995 г. в больнице Сан-Франциско. Его похоронили на еврейском кладбище поблизости города. Через некоторое время на могиле появился памятник авторства Шемякина и Бухаева.
Личная жизнь.
Во время учёбы в «ГИТИСе» у него возник роман с однокурсницей Людмилой. Вскоре они поженились. Но этот союз оказался краткосрочным.
Следующей супругой, правда гражданской, была архитектор Мария. Вместе они прожили 13 лет.
В 1986 г. личная жизнь сделала новый поворот: официально вступил во 2-й брак. Через год жена Марина родила ему дочь Бенедикту (Басю). Но они прожили недолго. Бася — единственный ребёнок Крамарова.
Последний год своей жизни в Америке прожил с Натальей Сирадзе.
Фильмография.
1994 – «Любовная история» (США) — офицер связи
1993 – «Русский бизнес» — дядя Вася, старый дрессировщик
1993 – «Настя» — «Косой», вор-домушник, псевдоспонсор из Южной Кореи
1989 – «Танго и Кэш» (США) — владелец автомобиля
1988 – «Красная жара» (США) — Григорий Муссорский, советский посол
1987 – «Домашняя война» (США) — Иван Ильич Виндиков, дворецкий
1987 – «Двойной агент» (США) — Юрий
1986 – «Вооружен и опасен» (США) – Олаф, работник охранной фирмы
1986 – «Вэлери» (США) — Николай
1985 – «Золотая рыбка» (фильм-спектакль) – актер, исполняющий роль герцога
1984 – «2010 2010: The Odyssey Continues» (США) — Владимир Руденко, советский космонавт
1983 – «Москва на Гудзоне» (США) – Борис, руководитель советской делегации, человек из КГБ
1981-1986 – «Оступившийся парень» — Таксист
1981 – «Аз и Ферт» (фильм-спектакль) — Фиш
1978 – «По улицам комод водили…» — старший преподаватель
1978 – «Новые приключения капитана Врунгеля» — Свирепый Гарри
1978 – «Живите в радости» — «Бацилла» — Федырин Леонтий Маркелович
1977 – «Мимино» — подсудимый с «хорошими глазами»
1977 – «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика» (фильм-спектакль) — камео
1976 – «Мама» (Румыния, СССР, Франция) – «Волчонок»
1976 – «12 стульев» — Виктор Михайлович Полесов, слесарь-интеллигент
1975 – «Соло для слона с оркестром» — Лопухов
1975 – «Не может быть!» — Сергей Иванович, Серёга — друг жениха, ловелас и серцеед
1975 – «Бенефис Ларисы Голубкиной» (фильм-спектакль) — камео
1975 – «Афоня» — «Егоза», друг детства Афони
1975 – «Ау-у!» (киноальманах) — Вася /герцог Луазье
1974 – «Звезда экрана» — Гриша, член киногруппы
1974 – «Большой аттракцион» — Сеня, помощник Бубенцова
1974 – «Бенефис Савелия Крамарова» (фильм-спектакль)
1974 – «Бенефис Веры Васильевой» (фильм-спектакль) — камео
1973 – «Новые приключения Дони и Микки» — Хулиган, местный верзила-переросток, который третировал детвору.
1973 – «Иван Васильевич меняет профессию» — дьяк Феофан
1973 – «Эта весёлая планета» — Прохор, водитель с «Перпетум мобиле», вокал — Дмитрий Иванов
1972-1973 – «Большая перемена» — Петя Тимохин
1972 – «Золотые рога» — «Сундук», разбойник
1971 – «Терем-теремок» (фильм-спектакль) — Кравцов
1971 – «Джентльмены удачи» — «Косой» (Фёдор Петрович Ермаков), подельник «Доцента»
1971 – «Держись за облака» (Венгрия, СССР) — держит зонтик над Светличной, на заднем плане
1971 – «12 стульев» — одноглазый шахматист-любитель в Васюках
1970, 1971 – «Звёзды не гаснут» — Андреев, солдат (нет в титрах)
1970 – «Тайна железной двери» — Зайцев, гитарист и тунеядец, превратившийся в белого голубя
1970 – «Смеханические приключения Тарапуньки и Штепселя» — болтливый водитель, страстный поклонник звёзд кино и эстрады
1970 – «Светофор» (кор.) – нарушитель, собутыльник
1969 – «Похищение» — Паша Ветченко, пожарный, активист xудожественной самодеятельности
1968 – «Улыбнись соседу» — артист-недотепа, у него все валится из рук
1968 – «Трембита» — Петро, все время бегает с миноискателем
1968 – «Новые приключения неуловимых» — Илья Верехов, солдат конвоя
1968 – «Золотые часы» — милиционер Ткаченко
1968 – «Гроза над Белой» — раненый разведчик (нет в титрах)
1967 – «Звёзды и солдаты» (Венгрия, СССР) – Савва, белоказак
1966 – «Чёрт с портфелем» — Петя Лихов, колхозный шофёр
1966 – «Формула радуги» — Васильчиков
1966 – «Товарищ песня» (киноальманах) — радист теплохода Алеша (в прологе и эпилоге киноальманаха)
1966 – «Неуловимые мстители» — Илюха
1966 – «Красное, синее, зелёное» — регистратор ЗАГСа
1966 – «Знакомство» (кор.) — Санька
1966 – «Баллада о Чердачнике» (кор.)
1965-1967 – «Фитиль» (кор.)
1965 – «Чрезвычайное поручение» — анархист (нет в титрах)
1965 – «Тридцать три» — Родион Хомутов, поэт
1965 – «На завтрашней улице» — Матвейчук, начальник участка стройки электростанции
1965 – «Дорога к морю» — Чегреев, кадровик министерства, отказавший сестрам в поступлении в мореходное училище
1965 – «Город мастеров» — Нанасс Мушерон, по прозвищу «Клик-Кляк», озвучил Георгий Штиль
1965 – «Бывает и так» (киноальманах) – Веселкин, художник (в титрах С. Краморов)
1964 – «Сказка о потерянном времени» — Вася
1963 – «Суд идёт» (кор.) – Трофим, животновод
1963 – «Первый троллейбус» — долговязый тунеядец (нет в титрах)
1962 – «Ход конём» — Колька Лопатин, прицепщик
1962 – «Получка» (кор., не был завершен)
1962 – «На семи ветрах» — военный патруль / раненый
1962 – «Бей, барабан!» — «Мусью», поэт, бывший беспризорник
1962 – «Без страха и упрёка» — «Сова», Светик Савилов, великовозрастный и вороватый балбес
1961 – «Приключения Кроша» — Ивашкин, водитель
1961 – «Друг мой, Колька!..» — «Пимен», Вовка Пименов, хулиган
1960 – «Прощайте, голуби» — Васька, незадачливый продавец мотоциклетной иномарки
1960 – «Им было девятнадцать…» — Петькин, новобранец
1959 – «Ребята с нашего двора» (кор.) — Васька «Ржавый», хулиган (дебют в кино)
Архивные кадры.
2006 – «Как уходили кумиры» (док.)