Мир красоты
Перечитывая в очередной раз сказку А. С. Пушкина «О царе Салтане», задаешься вопросом: а кто такая эта сватья, кем она приходится героям сказки, и как же ее зовут на самом деле Между прочим, поворошив Интернет, с удивлением обнаруживаешь, что задачку «Как звали сватью» решало не одно поколение поклонников творчества А. С. Пушкина и литературных исследователей, и однозначного ответа так и не было найдено. Попробуем все же проанализировать имеющиеся факты и найти истину.
Пройдемся по-родственному
Для начала давайте определим, какими родственными узами связаны герои сказки о царе Салтане Кем приходится царской семье сватья баба Бабариха, и отчего она так люто ненавидела царицу и ее отпрыска
Согласно «Википедии», сватья – это мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга, то есть теща сына или свекровь дочери. В этом случае кому и кем она приходится Царю Салтану тещей или молодой царице свекровью Если сватья баба Бабариха – родная мать Салтана или молодой царицы, то это просто кощунственно так ненавидеть своего родного внука! Засмолить новорожденного в бочку и бросить в открытое море по воле волн могла только неродная бабка.
как звали сватьюМожно предположить, что сватья баба является кому-то из царской семьи теткой или кормилицей. Обращение баба в этом случае оправдано. Но вот сватья Может ли быть, что в 1831 году сватьей могла называться женщина, занимающаяся сватовством То есть сваха, затаившая обиду и нашедшая себе в компаньонки двух неустроенных сестер молодой царицы – ткачиху и повариху
А что, если предположить, что сватья баба Бабариха была матерью первой жены царя Салтана Где ее родная дочь, история умалчивает, но становится понятна и ненависть к новой жене зятя, и непримиримость к «внуку». По отношению к молодой царице экс-теща Салтана совмещает в себе роли свекрови и мачехи одновременно. Смесь гремучая, хуже и не придумаешь. Итак, мы выяснили природу бабьей ненависти, теперь можно заняться определением, как звали сватью.
Все мы заметили, что в сказке Пушкина сватья баба будто и имени собственного не имеет, а зовется просто Бабарихой. Что-то вроде клички получается, пренебрежительно-оскорбительное. Что это: производное от имени/фамилии мужа или его рода деятельности Или это указывает на ее, сватьину, «специализацию» Начнем по порядку.
Обратимся за помощью к филологу
Как отмечала доктор филологических наук А. Суперанская, бабарикой в старину шуточно называли женщину, жену, женку, как сейчас с издевкой называют бабища или бабица. В сказке Пушкина, отмечает Суперанская, произошло переиначивание, и бабарика превратилась в бабариху, оформившись типичным для женских прозвищ суффиксом -иха.
Суффикс -иха вообще очень свойственен для прозвищ особ женского пола и самок животных: слон – слониха, ёж – ежиха. Этот же суффикс мог применяться для обозначения имени жены по прозвищу мужа.герои сказки о царе салтане
Если мужа этой бабы звали Бабарь, то вполне понятна и кличка бабы – Бабариха (по аналогии, жена Данилы – Данилиха). Но имени такого ни в одном словаре имен собственных нет. Логичнее было бы предположить, что фамилия мужа сватьи была Бабарин – отсюда и Бабариха.
Сватья баба могла стать Бабарихой, если муж сватьи был бабарь по профессии. Обратимся к источникам: грабарь, кобзарь, рыбарь – были, но бабаря – нет. Нет такого ремесла в девятнадцатом веке на Руси!
А если это призвание
И вообще, о муже сватьи в книге нет ни слова, поэтому давайте обратимся к роду деятельности нашей героини, отсюда, возможно, выясним, как звали сватью.
Бабить – так называли в стародавние времена умение принимать роды и помогать родильнице в первые дни ухаживать за новорожденным. Считалось, что девица, хоть и престарелая, повитухой быть не может, равно как и бездетная женщина. Доверить это ответственное дело могли только женщине рожавшей, а то «как она бабить будет, если сама трудов не пытала»
Вот здесь уже прорисовывается картина маслом: персонаж Бабарихи в тексте появляется только после появления на свет цесаревича Гвидона. Следовательно, она действительно повивальная бабка, которая принимала роды у царицы. Являясь по совместительству бывшей тещей царя, она, пользуясь приближенным положением, находит способ оклеветать царицу и избавиться от наследника.
Каков же вывод
Подытоживая наше исследование, стоит признать, что ответить на основной вопрос, как звали сватью, нам так и не удалось. Мы лишь приблизились и выяснили, что литературное прозвище сватьи имело в своей основе ее специализацию. Кем она была на самом деле – может быть, Варварой Ивановной..