Мир красоты
Российский и советский модельер, художник театрального костюма
26 декабря 1861 — 15 октября 1941
Выдающийся русский и советский модельер, театральный художник по костюму – Надежда Ламанова создавала костюмы для супруги последнего российского императора, а в после революционные годы стала и основоположницей новой советской моды, в которой проводила практичность, индивидуальность и художественность. Надежда Петровна Ламанова родилась (14) 26 декабря 1861 года в селе Шутилово Нижегородской губернии в семье военных. Её мама Надежда Александровна Лишева была дочерью генерал-майора, а отец Пётр Михайлович Ламанов – полковником. Семья их была не очень богата, но с ранних лет Надежда была окружена творческой атмосферой – отец увлекался музыкой, а мама с помощью домашней портнихи придумывала красивые наряды для себя и своих дочерей, которых в семье было пять. Творческая атмосфера и финансовая нужда семьи, огромное влияние идей Чернышевского в романе «Что делать», которое испытала Ламанова в годы учёбы в Мариинской женской гимназии, ранняя личная драма – потеря любимого человека, стремление к экономической независимости, а также знакомство с известной нижегородской портнихой Татьяной Войткевич предопределили жизненный выбор Надежды Ламановой. Так, около 1880 года началась её карьера моделиста, а уже через 5 лет, в 1885-м, она открыла свою первую модную мастерскую в доме Батюшкова на Большой Никитской улице в Москве. Расцвет дореволюционной мастерской Надежды Петровны пришёлся на конец 1890-х и продолжался до 1917 года. Ламановой, которая одевала русскую аристократию, было предоставлено звание Поставщицы Её Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны и Поставщицы Её Императорского Величества Императрицы Александры Фёдоровны. Платье императрицы Александры Фёдоровны, созданное в мастерской Надежды Ламановой (Собрание Государственного Эрмитажа) Ежегодно посещая Париж, где Ламанова закупала ткани, приклад и совершенствовала своё мастерство у французских кутюрье, она познакомилась с Полем Пуаре, который в 1911 году приехал в Россию и провёл лекции и модные показы в доме Ламановой на Тверском бульваре. Надежда Петровна одной из первых переняла опыт парижских домов моды сотрудничать с художниками и заказывала эскизы костюмов и орнаментов у Натальи Гончаровой, Льва Бакста. В дореволюционные годы началось и другое знаковое направление творчества Ламановой – сотрудничество с театрами: с 1901 года модельер создавала костюмы для постановок Московского художественного театра, позднее сотрудничала с артистками «Оперетты Евгении Потопчиной», а с русской балериной Екатериной Васильевной Гельцер Ламанова состояла не только в деловых, но и в дружеских отношениях. Благодаря интересу к искусству, Надежда Петровна собрала значительную коллекцию, куда входили работы Серова, Борисова-Мусатова, Крымова. Революция 1917 года вынудила Ламанову закрыть свою мастерскую и продать дом на Тверском бульваре, но не заставила эмигрировать модельера. Напротив, Ламанова приняла революцию как большую свободу творчества в области костюма и обратилась с письмом к наркому просвещения Анатолию Луначарскому о создании экспериментальной мастерской «Современный костюм». К работе над созданием современного костюма Ламанова привлекла художников – Кандинского, Родченко, Степанову, Генке. Модели платьев работы Надежды Ламановой (1923-1925) В 1923 году на I-ой Всероссийской выставке художественной промышленности Государственная академия художественных наук присудила работам мастерской под руководством Ламановой дипломом I степени. В 1925 году коллекция Надежды Ламановой была представлена на Всемирной выставке в Париже и удостоилась Гран-При. Также Ламанова выполняла модели для выставок в Лондоне, Лейпциге и Нью-Йорке. Постреволюционный период творчества модельера тесно связан с театром и кино. В 1920-е годы она плодотворно сотрудничала с 3-й студией МХАТ – будущим театром имени Е.Б. Вахтангова – в том числе создав дамские платья для знаковой постановки театра «Принцесса Турандот». В МХАТе Ламанова создала костюмы для десяток постановок, включая «Анну Каренину», «Безумный день или женитьбу Фигаро», «Отелло»… Также она сотрудничала с Театром Красной армии, Студией «Габима», Еврейским театром ГОСЕТ, Студией под руководством Рубена Симонова, создала женские костюмы для постановки «Мистерии-Буфф» к III конгрессу Коминтерна. Модель платья из двух владимирских полотенец, разработанная Надеждой Ламановой (Альбом «Искусство в быту», 1925 год. Иллюстрация по модели – Веры Мухиной) В кино самые значительные работы Ламановой ознаменованы сотрудничеством с Сергеем Эйзенштейном над фильмами «Александр Невский» и «Иван Грозный». Также в её костюмах предстала и героиня Любови Орловой в фильме «Цирк». Плодотворная творческая жизнь Надежды Петровны Ламановой оборвалась осенью 1941 года, в дни, когда немцы подступали к Москве. Эвакуироваться с Московским Художественным Академическим Театром 14 октября она не успела, поэтому решила на следующий день уехать с младшей сестрой Марией Терейковской на дачу. По дороге в метро 15 октября из-за внезапного сердечного приступа Ламанова скончалась на руках Марии.