Древние и новые метеориты различили по составу

Международная группа ученых показала, что метеориты значительно изменились по составу за последние 500 миллионов лет. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Метеориты представляют собой твердые небесные тела, упавшие на поверхность более крупного космического объекта, массой от нескольких граммов до нескольких тонн. Анализ состава метеоритов помогает ученым в реконструкции истории Солнечной системы. При этом считается, что последняя остается относительно стабильной примерно полмиллиарда лет, поэтому состав таких тел также стабилен.

Чтобы проверить это, ученые из Филдовского музея естественной истории (США) и других учреждений изучили 270 килограммов породы со дна реки Лынна в Ленинградской области. После просеивания образцов авторы получили микрометеориты общим размером около 63 микрометров — эти минералы (хромшпинелиды) сохраняют свой состав на протяжении миллионов лет.

Путем химического анализа исследователи сравнили состав хромшпинелидов и современных метеоритов. Результаты показали, что их состав значительно различается: так, 34 процента небесных тел, частью которых являются хромшпинелиды, относились к ахондритам — каменным метеоритам без хондр, тогда как среди современных метеоритов их доля составляет только 0,45 процента.

По мнению авторов, изменение состава космических объектов могло произойти из-за крупного столкновения неизвестных небесных тел. Вероятно, одно из них распалось на фрагменты, которые затем достигли Земли. Ученые отмечают, что анализ метеоритов, которые столкнулись с Землей в последние 100 миллионов лет, таким образом, не позволяет судить об истории Солнечной системы в полной мере.