Мир красоты
Поэзия иногда ближе к драматической истине, чем сама история. По официальным оценкам, во Второй мировой войне погибло около 27 миллионов советских граждан. Несмотря на то, что слова едва ли могут стереть травматический опыт, стоящий за ними, светила русской поэзии отдали дань уважения роли Советского Союза в разгроме нацистской Германии, помогая молодым поколениям никогда не забывать о жертвах тех, кто погиб в этой войне.
1. «Сороковые годы» Давида Самойлова (1920-1990)
Самойлов считается одним из ведущих советских поэтов второй мировой войны. Его стихи изображали ужасы войны и борьбу за мир, радость жизни перед войной и повседневные заботы молодого солдата в гуще боевых действий.
Самойлов участвовал в войне и был несколько раз ранен в бою. Тема войны, ее последствий и того, как она повлияла на жизнь миллионов людей, красной нитью пронизывала его поэзию.
«Сороковые»
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
2. «Как убивали мою бабушку» Бориса Слуцкого (1919-1986)
Слуцкий, воевавший во Второй мировой войне, был поэтом острых линий и точных формул, таких как:
«Когда мы вернулись с войны
Я понял, что мы здесь не нужны».
Слуцкий был тяжело ранен на войне. Он страдал от сильных головных болей и перенес две краниотомии. Нобелевский лауреат Иосиф Бродский одним из первых в полной мере осознал масштаб и уникальность поэтического таланта Слуцкого.
В конечном счете именно Слуцкий почти единолично изменил звучание послевоенной русской поэзии, считал Бродский.
«Как убивали мою бабушку»
Как убивали мою бабку
Мою бабку убивали так:
Утром к зданию горбанка
Подошел танк.
Сто пятьдесят евреев города
Легкие
От годовалого голода,
Бледные от предсмертной тоски,
Пришли туда, неся узелки.
Юные немцы и полицаи
Бодро теснили старух, стариков
И повели, котелками бряцая,
За город повели, далеко.
А бабка, маленькая,
словно атом,
Семидесятилетняя бабка моя,
Крыла немцев, ругала матом,
Кричала немцам о том, где я.
Она кричала:
— Мой внук
на фронте,
Вы только посмейте,
Только троньте!
Слышите,
наша пальба слышна!
Бабка плакала и кричала,
И шла.
Опять начинала сначала
Кричать.
Из каждого окна
Шумели Ивановны и Андреевны,
Плакали Сидоровны и Петровны:
— Держись, Полина Матвеевна!
Кричи на них! Иди ровно!
Они шумели:
— Ой, що робыть
З отым нимцем, нашим ворогом!
Поэтому бабку решили убить,
Пока еще проходили городом.
Пуля взметнула волоса.
Выпала седенькая коса.
И бабка наземь упала.
Так она и пропала.
3. «Победитель» Бориса Пастернака (1890-1960)
Нобелевский лауреат Борис Пастернак в полной мере реализовал свой литературный гений прежде всего как автор «Доктора Живаго», эпического любовного романа, охватывающего сорок лет русской истории, включая две мировые войны.
В поэзии исключительный талант Пастернака проявился в его парадоксальном, трехмерном восприятии мира, любви к каламбурам и почти маниакальном внимании к деталям.
В 1944 году Пастернак написал трагическую поэму, изображающую одно из самых душераздирающих событий Второй мировой войны — блокаду Ленинграда, унесшую жизни миллиона человек, среди которых было много детей.
«Победитель»
Вы помните еще ту сухость в горле,
Когда, бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и перли
И осень шагом испытаний шла
Но правота была такой оградой,
Которой уступал любой доспех.
Все воплотила участь Ленинграда.
Стеной стоял он на глазах у всех.
И вот пришло заветное мгновенье:
Он разорвал осадное кольцо.
И целый мир, столпившись в отдаленьи,
восторге смотрит на его лицо.
Как он велик! Какой бессмертный жребий!
Как входит в цепь легенд его звено!
Все, что возможно на земле и небе,
Им вынесено и совершено.
4. «Мужество» Анны Ахматовой (1889-1966)
Ахматова, которую часто называют ведущей русской поэтессой XX века, обладала даром писать на такие фундаментальные темы, как жизнь и смерть, любовь и утрата, предательство и страх, с восхитительной, неподражаемой лаконичностью.
Она всегда умела говорить очень коротко, без пафоса и смущения.
«Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
5. «Возмездие» Ильи Эренбурга (1891-1967)
Во время Второй мировой войны Эренбург, автор «Молитвы за Россию», был корреспондентом газеты Советской армии «Красная звезда», поддерживая национальный дух в гуще боевых действий.
Его статьи были настолько популярны, что армейские командиры запретили солдатам использовать старые газеты с публикациями Эренбурга для растопки или изготовления самокруток.
«Возмездие»
Она лежала у моста. Хотели немцы
Ее унизить. Но была та нагота,
Как древней статуи простое совершенство,
Как целомудренной природы красота.
Ее прикрыли, понесли. И мостик шаткий
Как будто трепетал под ношей дорогой.
Бойцы остановились, молча сняли шапки,
И каждый понимал, что он теперь другой.
На Запад шел судья. Была зима как милость,
Снега в огне и ненависти немота.
Судьба Германии в тот мутный день решилась
Над мертвой девушкой, у шаткого моста.
Источник: Яндекс Дзен, канал: Кругозор России
Продолжение следует