Мир красоты
Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном из потомков графа Шереметева, о Василии Павловиче.
Шереметеве, который жил уже при Советской власти, о его судьбе.
Фото 1: граф Василий Павлович Шереметев
Павел, отец Василия, был сыном графа Сергея Дмитриевича Шереметева внука Прасковьи Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы театра.
Фото 2: Жемчугова Прасковья Ивановна
Отец Василия граф Павел Сергеевич после Октябрьской революции остался в России.
Ему было дозволено служить заведующим усадьбой Остафьево, бывшей когда-то собственностью семьи Шереметевых. В 1928 году его увольняют и выселяют из усадьбы, предоставив комнатки в Напрудной башне Новодевичьего монастыря.
Фото 3:
Мать Василия Прасковья Васильевна Оболенская.
Василий Павлович был поздним и очень желанным ребенком. На момент его рождения родителям было уже больше 40 лет.
Фото 4: Василий с родителями
Отец Василия граф Павел Сергеевич своему единственному сыну давал такие наставления:
Будь верен преданиям рода нашего Шереметевых, служивших независимо и честно Родине и дорогому нашему крестьянству, носителю смиренному исконных наших заветов. Избави Бог тебя от суетности и гордыни!
Воспитание в семье это, по моему мнению, та самая основа, что составляет суть человека, дает ему направление по жизни.
Интересно читать воспоминания современников Василия:
в его отношениях к девушкам и женщинам было что-то рыцарское и немного восторженное. Он был таким как все. И не таким. Подавал даме пальто. Открывал двери. Целовал руку.
На танцах был лучшим партнером, танцевал даже сложную для других мазурку, но в разговорах «с партнершей» был сдержанным и даже робким, не в пример другим…
Ему очень трудно было помогать. Но сам он, если у него заводились деньги, помогал всем и тратил щедро, «по-графски». Рядом с ним любая женщина чувствовала себя королевой…
Было в нем что-то истинное… дворянское. То, что зовут — породою. Многие не понимали его. Но уважали. Можно сказать — любили.
А глаза у него были такие светлые, прозрачные, чистые, такая в них была душевная чистота, что иные не выдерживали его взгляда.
Фото 5: граф Василий Шеретев
Не будем забывать, что рос Василий уже в советское время, когда не было никаких гувернеров, особняков и дворцов Шереметевых, когда родители жили в страхе свою жизнь и жизнь своих близких.
Достаточно будет сказать, что в 1925 году была арестована сестра Павла Сергеевича графиня Мария Гудович, после освобождения из Бутырской тюрьмы она превратилась в изможденную старуху, которая никогда не рассказывала о том, что она пережила, настолько были ужасны эти воспоминания.
В это же время были арестованы брат жены Павла Сергеевича Владимир и его супруга Варвара Оболенские. Их расстреляли, а их детям, оставшимися сиротами помогал все тот же Павел Сергеевич, отец Василия.
Фото 6:
Верхний ряд:
Варвара Александровна Оболенская. Дочь А.В. Гудович, которого расстреляли в 1919г. и Марии Сергеевны (рожд. Шереметевой). Она была арестована в 1937г., погибла в 1941 г. в лагерях вместе со своим мужем Владимиром Васильевичем Оболенским.
Ольга Васильевна Прутченко (рожд. Оболенская), патронажная сестра в деревне.
Мария Сергеевна Гудович, сестра Павла Сергеевича Шереметева 1871гр, дочь Сергея Дмитриевича Шереметева . Ее мужа арестовали в 1918г, расстреляли.
Евфимия Васильевна Оболенская (тетя детей Оболенских, которая взяла их на воспитание после ареста родителей).
Прасковья Васильевна Шереметева, жена Павла Сергеевича Шереметева, мать Василия Павловича Шереметева.
Снизу слева направо:
Елизавета Владимировна Оболенская (дочь Варвары Александровны и Владимира Васильевича Оболенского)
Николай Владимирович Оболенский (сын Варвары Александровны и Владимира Васильевича Оболенского).
Владимир Васильевич Оболенский, муж Варвары Александровны. Владимира Васильевича скоро арестуют, и он погибнет в лагерях вместе со своей женой Варварой Александровной.
Андрей Владимирович Оболенский, уйдет на фронт в 1941 году и будет убит.
Павел Сергеевич Шереметев, отец Василия Павловича Шереметева.
Василий Шереметев закончил школу рабочей молодежи второй ступени. После этого поступает в педагогический институт на художественно-графическое отделение.
Здесь он знакомится с художником Павлом Кориным, который позже примет участие в его жизни, но это будет потом.
Фото 7: Портрет Павла Корина работы Михаила Нестерова. 1930г.
А пока Василий с отцом приходит к Корину, и они беседуют, рассматривают картины художника портреты монахов и священников. Корин был мастер портрета и он понимал, что в то время никто и никогда не увидит его работ, не те герои были на его полотнах.
А потом была война, 1941 год…
Потомок графа Шереметева через 10 дней после объявления войны идет на фронт добровольцем. Он был рядовым, простым пехотинцем.
На фронт он отправился вместе с двоюродным братом Андреем Оболенским, который вскоре был убит.
А Василий получил 2 контузии, попал в плен (по одним данным был освобожден, по другим бежал из плена). По счастью, ему удалось вернуться в свою часть, с которой он и дошел до Праги.
Василий считал чудом то, что ему удалось выжить, и свято верил в то, что его оберегала ладанка с портретом его прабабушки графини Прасковьи Жемчуговой Шереметевой. С этой ладанкой он не расставался ни на минуту.
Вернувшись после войны в Москву, Василий узнает, что родителей уже нет в живых. Первой умерла мать в 1941 году, а отец скончался в 1943, скончался граф от истощения.
После смерти жены Павел Сергеевич переехал к сестрам жены Оболенским в Царицино. Хоронили его племянники Николай и Лиза Оболенские, те самые в жизни которых он принял участие после расстрела их родителей.
По воспоминаниям двоюродного брата Василия Николая Оболенского:
Начиналась новая, послевоенная пора… Но вскоре я стал замечать некоторые странности в его поведении. Как потом оказалось, это были последствия тяжелых контузий и переживаний, которые ему пришлось перенести во время войны. Васе трудно было смириться и с потерей родителей, да и послевоенные обстоятельства порой ставили его в тупик.
Послевоенная жизнь Василия
Он жил в той самой башне Новодевичьего монастыря, ухаживал за заброшенными могилами и, самое главное, прилагал все усилия, что бы сберечь семейные реликвии.
Фото 8: граф Василий Павлович
По рекомендации того самого художника Павла Корина, он поступает в Московский художественный институт им. Сурикова. Корин покупает у Василия флорентийскую мозаику «Храм Весты»(из семейного наследства Шереметевых), а деньги выдает Василию частями, чтобы тот мог жить и учиться.
В 1951 году Василий получает диплом театрального художника декоратора.
Тот же самый Корин дает Василию и работу.
Фото 9:
Фото 10: Знаменитое мозаичное панно в московском метрополитене станции «Комсомольская» — это его работа.
Василия Шереметева считали талантливым художником, но при жизни у него не было ни одной выставки. Только две его картины были проданы.
А вот, семейные ценности, которые у него оставались, были приманкой для нечестных на руку людей. Часто, просто так, он отдавал ценнейшие вещи. Но вот, фамильного Рембрандта, картину, что висела в его темной комнатке в башне он продавать категорически отказывался.
Фото 11: Картина «Христос у Марии и Марфы». Она утешала его, это была духовная сила его рода.
В 1956 году, когда отмечали 350-летие со дня рождения Рембрандта, Василий Шереметев безвозмездно передает свое сокровище в дар музею!
Из башни Василий Павлович Шереметев переехал в маленькую квартиру. Квартиру Шереметевы получили благодаря стараниям жены Василия Ирины. На тот момент у них уже была маленькая дочь Евдокия, и жить в таких условиях было просто невозможно.
Фото 12: дочь Василия Шереметева Евдокия
Жена Василия напомнила властям о том, сколько сделали Шереметевы для русской культуры, но в ответ получила:
Граф Шереметев! Тот самый Ну так посадите его в клетку и показывайте, как диковину!
Но квартиру все же дали.
А еще через несколько лет Василия Шереметева разбил паралич. Последние 11 лет жизни он был парализован. Сказались и ранения на войне, и тяжелая жизнь в послевоенные года и, я думаю, что и моральные жизненные страдания и муки.
Фото 13: граф Василий Павлович Шереметев
До своей болезни он успел разобрать семейный архив и сдать его на хранение государству. Какие-то картины он подарил музеям, а что-то в трудные годы продал в частные коллекции. В частности, что-то можно увидеть в московском музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.
Умер Василий Шереметев в 1989 году. На отпевании графа были потомки Трубецких, Оболенских, Голицыных, Бобринских, были и в полном составе сотрудники Останкинского дворца, родового «гнезда» Шереметевых.
Читая о жизни Василия Павловича, я не переставала удивляться! Сильный человек, творческая личность, но самое главное, это то, что его можно назвать счастливым человеком. Человеком, который был под защитой каких-то высших сил.
Сами посудите, он пережил революцию, для потомка графского рода это было скорее исключение, чем правило. Он прошел войну, выжил, состоялся как художник, сохранил и передал Родине семейное достояние.
И главное, что он прожил жизнь, выполнив завет отца:
Будь верен преданиям рода нашего Шереметевых, служивших независимо и честно Родине и дорогому нашему крестьянству, носителю смиренному исконных наших заветов.
Избави Бог тебя от суетности и гордыни!
Источник: Яндекс Дзен, канал: Софья