Мир красоты
Как все начиналось, или «У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»В этот день 120 лет назад высший свет Российской империи пребывал в суете. Дамы впадали в истерику и пили капли, их мужья нервно курили и крутили ус. Каждая мало-мальски приличная портниха за последний месяц похудела килограмм на десять.
А все императрица
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся самый роскошный в истории Императорского Дома Романовых бал-маскарад, посвящённый годовщине правления оного. Дата была не то, чтобы сильно круглая, но кругловатая 290 лет. Проходило юбилейное мероприятие в два этапа: 11 февраля Вечер, а 13 февраля Костюмированный бал.
А начиналось все так:
«Мысль эта явилась за завтраком, на котором присутствовал Павел Васильевич Жуковский, который, между прочим, сказал, что Петр Великий был враг России и уничтожил все русское, как то бороды, костюмы и т.д. Этим мнением был обижен барон (Фредерикс) и стал защищать нововведения Петра I, говоря, что если бы мы теперь все были одеты в русские костюмы, то походили бы на китайцев, посольства которых, приезжая в своих национальных костюмах, возбуждают в Европе смех. Жуковский же доказывал Государю и Императрице, что национальные русские костюмы много художественнее наших фраков и шитых придворных мундиров. Императрица и пожелала видеть эти костюмы национальные на балу во дворце».
(Из дневника директора Императорских театров Владимира Аркадьевича Теляковского)
Как и любая новая идея, эта сразу же нашла своих недоброжелателей.
2 января 1903 года директор Императорского Эрмитажа Иван Александрович Всеволожский записал:
«Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже. В этот вечер Шаляпин споет один акт из «Бориса Годунова», и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег шелковая камчатая ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжелых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам».
Несмотря на бухтеж, господин Всеволожский натянул под усы дежурную улыбку и бросился помогать императрице воплощать в жизнь ее «неуместное» начинание.
«Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм императора», — вспоминает фрейлина императрицы баронесса София Карловна Буксгевден.
Вместе с художником Санкт-Петербургских Императорских театров Евгением Петровичем Пономаревым Всеволожский разработал костюмы императорской четы, а воплотил их замыслы костюмер Императорских театров Иван Осипович Каффи.
Император Николай II и императрица Александра Федоровна в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны
Желая выглядеть как можно более достоверно, Николай II поручил своему дяде, московскому генерал-губернатору великому князю Сергею Александровичу подобать для него в Оружейной палате настоящие старинные детали для костюма.
27 января Сергей Александрович написал в своем дневнике: «В ½ 3 ч. с женой в Оружейную палату и выбирали старинные вещи для костюма Ники». На следующей день великий князь отправил царственному племяннику телеграмму: «Мы выбрали в Оружейной палате все, что Ты приказал; надеюсь, останешься доволен».
Пара вещей, выбранных Сергеем Александровичем для племянника
«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
Сам же Сергей Александрович и его супруга заказали рисунки своих костюмов художнику Сергею Сергеевичу Соломко, а изготовление поставщице Ея Императорского Высочества Надежде Петровне Ламановой. Вышивали великокняжеские костюмы монахини Новодевичьего монастыря, которым помогали фрейлина Мария Николаевна Ермолова (полная тезка знаменитой актрисы) и ее тетка, известная рукодельница Екатерина Петровна Ермолова.
Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна в княжеских костюмах XVII века
Вот запись в дневнике Сергея Александровича от 28 января 1903 года: «В 5 ч. чай с М.Н. Ермоловой, она пришла с монахинями для вышивок моего костюма».
Фрагмент вышивки кафтана великого князя Сергея Александровича
Запись от 30 января: «М.Н. Ермолова целый день шила, вышивала украшения для жены».
Вышитые вошвы костюма великой княгини Елизаветы Федоровны
К Надежде Ламановой обратились и другие участники бала.
«Одни из самых красивых костюмов были сшиты Ламановой на заказ. Они до мельчайших подробностей повторяли старинные наряды. Среди заказчиц Ламановой была и моя сестра, графиня Софья Ферзен. Она была очаровательна в своём платье и украшениях. Талант, вкус и стиль знаменитой московской портнихи Надежды Петровны Ламановой были исключительны. Это был русский гений элегантности, мы гордились ею. Никто не мог сравниться с нею, даже лучшие дома французской моды.
Мой костюм также был сшит Надеждой Петровной», — пишет княжна Варвара Александровна Долгорукова.
Княжна Варвара Александровна Долгорукова в костюме боярышни XVII века
А вот великая княгиня Ксения Александровна заказала свой костюм портнихе Императорских театров Авдотье Трофимовне Ивановой. Мы узнаем об этом их писем великой княгини к Александре Александровне Оболенской, урожденной Апраксиной.
Летник великой княгини Ксении Александровны
«Милая Апрак,
Завтра в ½ 12-го у меня будут портниха Иванова и какой-то господин, которого я видела на выставке и просила его сделать мне рисунок башмака! Он, по-видимому, понимает кой-что в старине и может дать указание по поводу костюма! Вопрос этот мне надоел и я, наконец, хочу с ним завтра покончить. Не хочешь ли тоже приехать Буду очень благодарна, надеюсь, позавтракаешь с нами.
Ксения
Январь 1903 г.»
«Милая Апрак,
в ½ 12-го у меня будет Иванова с моделью костюма, надо примерить очень хотелось бы иметь тебя! Также для кокошника рисунок Фаберже мне прислал. Если можешь, приезжай, пожалуйста!
Ксения
Январь 1903 г.»
Количество восклицательных знаков у великой княгини Ксении впечатляет. То ли она всегда такая, то ли бал нервирует.
Великая княгиня Ксения Александровна в костюме боярыни XVII века
Некоторые приглашенные, в том числе князь и княгиня Юсуповы заказали свои костюмы в торговом доме «Братья А. и Л. Лейферт», который работал с лучшими театрами Петербурга и заграничными труппами. Княгиня Юсупова, как обычно, отличилась, но об этом позже.
Костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой
Учитывая, что времени на подготовку к балу было всего ничего, меньше полутора месяцев, высший свет Петербурга буквально сошел с ума. Не боясь испачкать в пыли манжеты, аристократические дамы и господа проводили настоящие архивные изыскания, чтобы создать максимально достоверные костюм времен Алексея Михайловича Тишайшего.
Лучшие портные двух столиц не спали ночами, чтобы сшить костюмы для 400 гостей.
«Дамы совершенно ошалели и забыли все правила светских отношений», — вспоминал Теляковский. А все для того, чтобы их костюм перкостюмил костюм соседки.
Стоили костюмы, как и сетовал Иван Александрович Всеволжский, целые состояния, но это никого не могло остановить. Ведь от приглашения на бал к годовщине императорского дома нельзя отказаться.
Источник: Яндекс Дзен, канал: Turinsaya