Покров Пресвятой Богородицы 

Покров Пресвятой Богородицы  Покров Пресвятой Богородицы из числа так называемых «неподвижных» праздников, то есть имеющих определенную дату, которая не изменяется год от года: всегда 14

Покров Пресвятой Богородицы из числа так называемых «неподвижных» праздников, то есть имеющих определенную дату, которая не изменяется год от года: всегда 14 октября. День, когда Пречистую особенно усердно просят о помощи, заступлении, поддержке таков праздник Покрова Пресвятой Богородицы. По одной из самых распространенных версий основанием для него послужило военное поражение наших далеких предков. А еще их духовная победа. Над собой, своими грехами ведь именно тогда, как говорит предание, русичи впервые попросили Крещения у Константинопольского Патриарха.
В чем смысл этого дня.
Это как воспоминание о том, что Матерь Божия во все времена защищала христиан даже в самых, казалось бы, безнадежных обстоятельствах, так и радость о том, что Её покровительство сопровождает нас даже до настоящего времени. Особенно дорог праздник Руси, где издавна, с первых лет по Крещении, особенно любили Богородицу, ласково именуя Матушкой, то есть Матерью всех верующих.
Интересные факты.
Первые упоминания о празднике встречаются в русских источниках XII-XIIIвв., от XIV в. известны первые службы Покрова, а к XV в. празднование получает общерусское распространение. Вероятно, богослужебные песнопения праздника имеют русское, а не греческое (как большинство богослужебных текстов, переведенных свв. Кириллом и Мефодием, их учениками) происхождение. Ведь Византия не знала праздника Покрова.
Есть мнение, что распространенность на Руси праздника может быть связана с тем, что св. Андрей, созерцатель видения Матери Божией, был славянином. Другие историки полагают, что праздник появился при блгв. князе Андрее Боголюбском, особо чтившем Матерь Божию. Наконец, третьи, например, архимандрит Макарий (Веретенников) считают, что впервые Покров стали праздновать в Киево-Печерской обители, которая была тесно связана с местом явления Богородицы, Влахернской церковью Константинополя.
К настоящему времени Покров празднует и Элладская Церковь тоже. Во всем, что касается христианства русичи, как известно, были как бы учениками греков, ведь вера пришла из Византии. Но вот что касается Покрова то этот праздник, напротив, был заимствован у Русской Церкви. Первые греческие богослужебные тексты, посвященные ему, датируются, однако, только XIXв.
Зато сейчас греки отмечают праздник даже дважды: 14 и 28 октября. Первая дата, очевидно, пришла из России, вторая связана с не очень давним историческим событием. 28 октября 1940 г. правительство Греции отвергло ультиматум фашистской Италии, потребовавшей разрешить разместить итальянские войска на греческой территории. Так страна вступила во 2 мировую войну, в которой греков сохранили молитвы Пречистой. Сейчас это не только церковный, но также гражданский праздник, называемый «Επέτεος του «Οχ», что дословно переводится как «Годовщина «Нет»».
История праздника Покрова Богородицы.
Она, по сути, теряется в веках это несмотря на то, что с праздником связан конкретный святой, блж. Андрей Юродивый, который однажды, во Влахернском Богородичном храме Константинополя видел Матерь Божию, распростершую Свой плат над молящимися христианами, просящими Господа защитить их от врагов окруживших город.
Однако, о том, когда именно случилось это событие, и кто были враги, обступившие столицу империи, существуют самых разные мнения церковных историков, основанные на разных датировках жизни св. Андрея, которому явилась Богородица. Древнейшие списки жизнеописания святого датируются X-XI вв., что совсем не значит, что святой не мог жить раньше возможно, что его «Житие» не раз переписывалось, к нему добавлялись новые подробности. Вот почему о событии основе праздника, столько разных мнений:
одни думают, что это случилось в 626 г., когда Константинополь пытались захватить авары и славяне; пользу того, что св. Андрей мог жить в это время, говорит упоминание в его «Житии» святых V-VIвв., например, прп. Даниила Столпника, а также современного ему императора, Льва Великого; если так, то именно после этого события появилось особое песнопение Пречистой, известное, как Великий Акафист; к тому же дата праздника приурочена к памяти прп. Романа Сладкопевца, который, по некоторым данным, составил Великий Акафист; да и на иконах праздника он пишется вместе со св. Андреем Юродивым;
другие историки полагают, что событие случилось на несколько веков позже: ведь то же «Житие» говорит о святых более позднего времени например, прп. Василии Новом; тогда явление Пречистой могло быть в Xв. и тогда Константинополь не раз осаждался как славянами (несколько русских князей совершали походы на Византию), так как «сарацинами» (арабами-мусульманами); правда, эта версия не объясняет, почему в тексте речь идет о временах царя Льва Великого такой император жил на 500 лет раньше; но историки предполагают, что авторы жития могли иметь ввиду Льва Мудрого, который правил страной в конце IX  начале X в.;
наконец, многие обращают внимание на то, что праздник получил особое распространение именно на Руси значит, был как-то связан с событиями именно истории славян; возможно, это их нападение на Константинополь около 860 г., когда жители горячо молились Богородице, после чего внезапная буря разметала флот славян; пораженные чудом, их князья Аскольд и Дир обратились к вере, с ними многие дружинники; так как Константинопольским Патриархом был тогда свт. Фотий, событие получило именование «Фотиева Крещения»; праздник Покрова мог быть посвящен именно ему времени, когда русичи впервые обратились к христианству, потерпев военную неудачу, но смирившись перед силой Божией.
Из: pravoslavie.wii

.

Ваш комментарий