Мир красоты
Почему в России перестали носить народный костюм
Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм это красота покоя.
Художник Иван Билибин
Кадр из сериала «Годунов»
Ещё во времена Ивана IV Грозного все родовитые и знатные женщины и мужчины носили по три-четыре предмета одежды(платья), надевая одно на другое, исходя из времени года, тяжелее или легче. К примеру, если женщина была одета только в одно платье, то это считалось неблагопристойным, бесстыдством и бесчестьем.
Этот старославянский уклад жизни решил полностью искоренить Пётр I, заменив его на западноевропейский. Указами императора (от 1699 года и 1700 года) запрещалось ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале в обиход было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье.
кадр из сериала «Петр I завещание»
Со всех, въезжающих в город в русской одежде, брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного. Мужчины и женщины должны были привыкать к таким предметам одежды как камзол, роба и шлафрок вместо русского костюма.
И если в деревнях привычная одежда ещё оставалась и вытеснялась постепенно, то в столице высшие слои общества перестали носить традиционные наряды раз и навсегда. Так как, среди прочего, под запрет попала деятельность по пошиву и торговле русским платьем. С этого времени введены в употребление галстуки и манжеты; женщины стали носить кофты и юбки и пр.
кадр из сериала «Великая»
И уже Екатерина II с введением наместничества для каждой губернии определила мундиры для дворянства и служащих по гражданской части.
Так насильно навязан отказ от традиционной русской одежды.
Японец, одетый в домотканое кимоно, ничуть не кажется у себя на Родине странным. Это мы, русские, позволили надругаться сами над собой. Прозреем ли Наступит ли понимание традиции и фольклора не как концертной потехи, пусть и виртуозно скомпонованной, а как взлелеянной временем народной мудрости, как основы жизни, где всё серьезно, даже когда смешно
В.И. Поветкин