Мир красоты
Тройной одеколон — самый старый и самый важный
«Тройной одеколон» — самый старый из ныне выпускаемых продуктов Новой зари: его делали еще при Генрихе Брокаре. Для пущей важности Новая заря упоминает в своей современной рекламе аж Наполеона, но тот не имел прямого отношения к нашему «Тройному», хотя кое-что для одеколонов как таковых он все-таки сделал.
Современный «Тройной» от Новой зари
Во-первых, распорядился, чтобы были обнародованы все рецепты лекарств, к каковым до начала 19 века относилась и «кельнская вода» (ее употребяли как какой-нибудь «бальзам Битнер») — и тогда производители одеколона, чтобы сохранить коммерческую тайну, объявили его парфюмерно-косметическим средством. А во-вторых, наполеоновские войска, подцепившие в Германии моду на одеколон, разнесли ее по всей Европе. На этом все, «Тройной» в наполеоновской истории никак не фигурировал.
«Тройной» — Triple от Piver
Поначалу настоящий одеколон — Eau de Cologne, т.е. «кельнская вода» — был только один, фирмы Farina, и именно его запах пытались воспроизвести все подражатели. Но со временем одеколон превратился в отдельный жанр, разные производители стали предлагать свои варианты аромата и придумывать для них завлекательные названия. Кто первым предложил назвать одеколон «Triple», т.е. «Тройным», сейчас уже сложно установить, но многие европейские парфюмерные фирмы продавали продукт с таким названием — в качестве примера можно привести L.T.Piver. Есть две версии появления названия «Тройной». Согласно первой, так производители подчеркивали, что используют для ароматизации целых три наименования цитрусовых масел: апельсина, лимона и бергамота. Согласно второй, концентрация душистых веществ в тройном одеколоне была в три раза выше, чем в обычном.
Страница из дореволюционного каталога Сiу и Ко
«Тройные», а также «Двойные» и даже «Чертверные» фигурировали в каталогах почти всех дореволюционных российских производителей. А вот реклама их попадается редко — потому что это был недорогой товар. К дорогим относились всевозможные «Цветочные» одеколоны, для которых зачастую и упаковку придумывали необычную — вроде того же «Северного». А «Тройной» был базовым, гигиеническим — т.е. предназначенным не для, как сейчас принято говорить, «создания образа», а для освежения и дезинфекции. Именно эти качества, освежение и дезинфекция, и обеспечили ему долгую жизнь: в первые годы после Октябрьской революции парфюмерные фабрики сосредоточились на производстве мыла и гигиенических одеколонов — точно так же они поступили во время Великой Отечественной войны, и главным одеколоном был именно «Тройной».
Реклама «Тройного», 1930е
«Тройной», как сода, имелся практически в каждом доме. Он массово применялся в качестве средства после бритья, а также как подручное медицинское средство: для обработки небольших ранок (ссадин, царапин, комариных укусов), для компрессов, для обтираний при переохлаждении и солнечных ожогах, в качестве горючего для медицинских банок. Использовали его для протирки магнитофонных головок и заправки фломастеров.
Реклама «Тройного», СССР
«Тройной» производили все без исключения советские парфюмерные фабрики — даже славившийся изысканной продукцией Дзинтарс.
«Тройной» от Дзинтарса на аукционе «Мешок»
Репутацию «Тройного» одеколона очень сильно подпортила его популярность как заменителя водки — особенно во времена горбачевского сухого закона. Возникла стойкая ассоциация «Тройного» с дешевым алкоголем — многим стало казаться, что от «Тройного» разит спиртом. К тому же начиная с 1950-х советские фабрики выпускали все больше и больше одеколонов более выского класса — не гигиенических, а фантазийных, которые использовались женщинами в качестве дневных духов, а мужчинами в качестве основного парфюмерного средства. К 1980-м мужские советские одеколоны вышли на совершенно иной уровень — это уже была настоящая высокая парфюмерия: «Эдгар», «Миф», «Консул», «Арбат», «Сардоникс», «Саша» и т.д. В них содержался более высокий процент ароматических композиций и веществ-фиксаторов, продляющих звучание, а спиртовое начало было очень сильно смягчено. Но большинство потребителей просто не понимали, что эти одеколоны и «Тройной» — продукты разного предназначения, и не стоит их сравнивать.
«Тройной», 1970е
Между тем аромат «Тройного» довольно приятный — это слегка измененный вариант исторической «Кельнской воды». Согласно учебнику для парфюмеров пирамида советского «Тройного» одеколона выглядела так:
начало — нероли, бергамот, лимон;
середина — розмарин, лаванда, роза, иланг-иланг, жасмин;
база — бензоин, мускус.
«Тройной» одеколон исторически не содержал дорогих ингредиентов — душистые вещества на основе цитрусовых довольно дешевы, так что и в современной версии новозаревского «Тройного» одеколона использованы натуральные масла.
«Тройной» от Северного сияния, 1960е
(C) Виктория Власова