Журнал МУЗилка

Журнал МУЗилка Сиреневый туман. Вопросы истории песни.«Сиреневый туман» легендарная композиция, которую могут назвать родной песней сразу несколько поколений советских и российских граждан. И

«Сиреневый туман». Вопросы истории песни.
«Сиреневый туман» легендарная композиция, которую могут назвать родной песней сразу несколько поколений советских и российских граждан. И у каждого поколения она вызывает свои ассоциации, свои воспоминания и свои версии о происхождении и содержании. Последние тридцать лет песня стойко ассоциируется с именем певца Владимира Маркина. Исполнитель известен тем, что давал новую жизнь старым хитам. К этой категории относятся его «визитные карточки» «Я готов целовать песок» и «Сиреневый туман». Он изыскивал дворовые, почти народные песни и выводил их на эстраду. Старшее поколение вполне справедливо скептически относится к тому, что «Сиреневый туман» «приписывают» Маркину, так как помнят и другие исполнения. Сам Маркин никогда не претендовал на её авторство. Общепринятое название песни стало «говорящим», её истоки действительно скрываются в тумане. К слову, «Сиреневый туман» — это далеко не единственное название: в разных кругах и от разных претендентов на авторство также звучали варианты «Кондуктор не спешит», «Дорожное танго», «Танго прощания» и др. Песня имеет длинную и очень запутанную, почти детективную историю. Некоторые её фрагменты я постараюсь воспроизвести в данной статье, опираясь на многочисленные материалы и источники разной степени авторитетности.
Стоит ли писать, когда до тебя уже много об этом писали Этим вопросом я задавался, когда задумал создать статью. Однако пройти мимо этой темы на своём канале не смог. Эту песню я впервые услышал ещё в детстве, и она всегда меня очень волновала. Будучи ребенком, я многого не понимал в тексте. Тогда же я узнал, что история песни восходит
ещё к 30-м годам и списал свои «почемучки» на разницу исторических реалий двух эпох: России 90-х и раннего советского времени. Сегодня я понимаю эту песню уже совсем иначе и вижу в ней несколько смыслов и уровней понимания. Какой из них верный Об этом знает только автор, а кто её автор доподлинно неизвестно. В числе предполагаемых кандидатов на авторство на официальном и неофициальном уровнях называются Михаил Матусовский и Ян Сашин, Юрий Липатов, Михаил Ландман, Виталий Зверев и другие. И у каждого из них своя история, своя версия происхождения мелодии и текста данной песни.
В исполнении Маркина «Сиреневый туман» прозвучал в программе Владимира Ворошилова и в финале «Песни года 1991», после чего стал очень популярной песней. История этой, самой известной версии песни началась с дружеских посиделок, которые происходили в 1989 году на кухне лидера группы «Машина времени» Андрея Макаревича. В числе приглашенных оказались Александр Градский и Владимир Маркин. Именно Александр Борисович стал тем человеком, который дал «первый толчок» для возрождения композиции. Он спел один куплет Маркину, тому песня приглянулась, и он решил ее исполнять.
Вот как сам Маркин вспоминал об этом:
«Во мне сразу что-то всколыхнулось, за живое цапануло. Я наверняка слышал эту песню раньше, но сейчас сложно вспомнить. Я очень заинтересовался и сразу решил её спеть и пытался выяснить слова».
А где взять текст Градский знал только один куплет, а предполагалось, что в песне 5-6 куплетов. Разыскивая недостающие фрагменты, Владимир Маркин стал обзванивать родителей своих друзей, полагая, что это песня предшествующего поколения и воспринимая её как фольклор 50-х годов. Но позже выяснилось, что песня, вероятнее всего, ещё древнее.
Из огромного количества набранного «фольклорного» материала музыкант вычленил четыре куплета, которые показались ему самыми важными. Таким образом, он выступил в роли собирателя и оформителя. Оказалось, что песня имеет еще более длинную историю. Есть версия, что она создавалась в студенческой среде Яном Сашиным и Михаилом Матусовским в 1936 году. Это версию озвучила вдова поэта. В одной из телепередач «Песни 20 века», выходившей на втором канале (в те годы РТР-Планета) ведущая абсолютно ультимативно называет датой написания песни именно 1936 год, однако кто её написал не говорит. В 1992 году вдова Матусовского официально зарегистрировала авторские права на известный текст песни за своим мужем. В ряде источников указывается, что основанием послужили её собственные воспоминание а также показания женщины, которая была одногруппницей поэта и утверждала, что неоднократно слышала песню в его авторском исполнении. Насколько точны могут быть воспоминания 56 летней давности — также вопрос.
В российском авторском обществе есть и другие данные. Права на песню заявил сын композитора Юрия Липатова Михаил Юрьевич. Он назвал другую дату создания 1947 год и рассказал романтическую историю, которая побудила отца к написанию песни. Она была посвящена девушке по имени Нина Глухова. По словам сына права на песню были зарегистрированы за Липатовым. И действительно, ряд источников сообщают о том, что в архивах композитора Юрия Липатова обнаружена нотная запись песни «Дорожное танго» с очень похожим, но слегка видоизмененным текстом. «Сиреневый» туман заменен на «Предутренний», «девушка» на «милого друга» и так далее. На стихах сделана пометка «Текст с правками». О том, является ли он полностью автором текста или вносил правки в куплеты, гулявшие в народе, можно только предполагать. Вездесущая «Википедия» в своей колонке с фактическими данными очень компромиссно указывает авторов песни. Музыка: Сашин, Липатов; Слова: Матусовский, Липатов.
Однако, что осталось в версии Маркина от музыки Сашина, и осталось ли что-нибудь, какая была мелодия той песни это знают только очевидцы событий почти вековой давности.
«Музыку мне напел Градский, гениально и без проблем, тут вопросов не было», — говорил Маркин.
Профессиональному музыканту не составляет труда точно передать мелодию и, соответственно, записать её. Однако, в любом случае это получалась мелодия в интерпретации Градского и Маркина, ведь нот Липатова в распоряжении тогда не было. Выяснилось, что есть разнообразные не только поэтические, но и музыкальные вариации этой песни. Достаточно простую мелодию люди напевали на свой лад.
Маркин рассказывал, что в поисках текста ему удалось «нарыть» более сорока различных куплетов, среди которых есть и откровенно блатные варианты. В интервью исполнитель предполагал, что вариации текста популярной в народе песни попали на зону, и были там «адаптированы», однако могло быть и с точностью до наоборот. Иногда пишут, что эта «лагерная» довоенная песня, о том, как осужденный прощается с возлюбленной, отправляясь в ссылку в холодные края. Авторство одного из блатных вариантов приписывал себе житель Запорожья Виталий Зверев. По его версии, песня была написана по дороге из зоны домой. «Лагерный контекст» существенном меняет посыл, добавляя композиции трагизма. Вспоминая, в какие непростые времена рождалась эта песня, отправка лирического героя в места не столь отдаленные вполне могла стать причиной для расставания с любимой. Блатных вариаций «Сиреневого тумана» существует несколько. В них туман проплывает над зоной, звезда не полночная, а полярная, а вместо кондуктора «конвойный».
На ю-тубе найден один из вариантов «блатной» версии. В комментариях многие пишут, что это «самый оригинальный оригинал». Ни автора, ни исполнителя я не знаю. От своих комментариев воздержусь. Кому верить — решать Вам.
В лирической версии, популяризованной и оформленной В. Маркиным, слушатель может только догадываться, куда и почему уезжает персонаж, от имени которого поются слова про туман, поезд, кондуктора и полночную звезду. Кстати, именно этот вопрос :почему герои расстаются, неизвестно на сколько времени, а может навсегда, меня волновал ещё с детства. У каждого «предполагаемого автора» и у каждого слушателя ответ свой. Собственно, наличие вопросов и разных трактовок текста только подтверждает его «собирательный характер».
Говоря о песне «Сиреневый туман», часто вспоминают произведение поэта-переводчика Михаила Ландмана «Экспресс времен». Но у этой песни совсем иной текст, передающий лишь общее содержание композиции «Сиреневый туман». В некоторых публикациях эту песню называют «прародителем «Сиреневого тумана». Ландман рассказывал, что свои стихи он написал на «расхожую мелодию танго из сороковых». По большому счету, это уже совсем другая песня, созданная по тем же мотивам. Можно предположить, что версия «Экспресс времен» была написана на основании одной из ранних версий песни, известной в разные годы как «Сиреневый туман» или «Кондуктор не спешит».
Как было на самом деле, мы уже не узнаем, однако разнообразие версий приводит к мысли о том, что скорее всего, существовало несколько разных песен на схожую мелодию, которые кочевали, перемешивались. Наверняка были «более устоявшие» и «совсем позабытые» версии. Слова Маркина о его «поисковой работе» делают это предположение вполне реалистичным. Однако, попытки вывести песню из народа на сцену предпринимались и до Маркина. Наверняка их было немало. Известна запись песни, сделанная известным шансонье Аркадием Северным, сделанная в 1970-х. Конкретно мне встречалась датировка 1977 годом, однако я не ручаюсь за её точность. Вариант Северного отличается и по тексту и музыкально. Однако отличия не существенны, в стихах заменены некоторые слова и строки, а разницу в восприятии звучания мелодии можно «списать» на разницу манер и образов двух очень разных певцов. Маркин исполняет лирично, пропевая мелодию, Северный же практически мелодекламирует, совсем иначе расставляя акценты.
Более того, за три года до судьбоносной для истории песни встречи Маркина с Градским в гостях у Макара небольшой фрагмент «Сиреневого тумана» прозвучал с телеэкранов. В 1986 году вышел фильм «Сошедшие с небес». Примерно на 37 минуте персонажем Александра Абдулова исполняется куплет этой песни, почти полностью совпадающий с версией Маркина.
То есть песня в более-менее цельном виде жила своей жизнью много десятилетий, Маркин же дал ей новую жизнь, вывел на большую сцену и познакомил с ней современное поколение. Благодаря певцу, композиция, укоренная глубоко в недрах советской повседневности, стала ярким хитом 90-х. Впервые прозвучав в «современном» варианте на закате советской эпохи «Сиреневый туман» Маркина активно ротировался и в конце десятилетия, и в начале нулевых. Эту песню можно смело назвать «советской народной песней», песней всего XX века».
Статья имеет ознакомительно-обзорный характер и не претендует на полноту и на изложение истины последней инстанции. Задача была скорее поставить вопросы, чем дать ответы. Постарался максимально компромиссно изложить всё, что мне удалось нарыть. Помните, что и историография и музыковедение крайне субъективны.
Спасибо, что дочитали до конца, буду рад Вашим лайкам и подпискам на группу.

Журнал МУЗилка Сиреневый туман. Вопросы истории песни.«Сиреневый туман» легендарная композиция, которую могут назвать родной песней сразу несколько поколений советских и российских граждан. И

.

Ваш комментарий