Фанина любовь

Фанина любовь Фото: portamur.ru«После войны Фаня повсюду искала мужа. Ездила и на знаменитый остров Валаам, где был страшный Дом инвалидов. Там лежали обрубки, инвалиды войны, оставшиеся без рук

Фото: portamur.ru
«После войны Фаня повсюду искала мужа. Ездила и на знаменитый остров Валаам, где был страшный Дом инвалидов. Там лежали обрубки, инвалиды войны, оставшиеся без рук и без ног. Ей всё казалось, что он где-то здесь».
Историю любви Фани Вязьменской и Николая Максимова записала в Петербурге петрозаводчанка Инна Гордиенко. Финал оставался открытым: Николай пропал во время Великой Отечественной войны, Фаня так ничего о нем и не узнала. О судьбе Николая стало известно уже после ее смерти.
В дом к Фане Вязьменской Инна Гордиенко попала в 1997 году по поручению киевской знакомой.
Фаня Вязьменская была по профессии режиссером-документалистом. Наиболее важной вехой в её биографии были съёмки во время Ленинградской блокады. С 1943 года она работала на студии «Лентехфильм», позднее на Ленинградской студии научно-популярных фильмов.
Фаня Львовна Вязьменская. Фото: jewishvyazma.wordpress.com
Фаня и ее муж Марк встретили Инну Александровну Гордиенко дружелюбно. Разговорились, и по просьбе гостьи Фаня рассказала о своей жизни:
Фаня и Николай
«Жизнь у меня такая длинная. Я родилась 5 июля 1912 года в Вязьме. Мой папа был земским врачом, работал где-то в районе Вязьмы, а где-то рядом работал доктор Булгаков, с которым он водил дружбу!»
В 1927 году Фаня с сестрой Леной и матерью переезжают в Ленинград. Она была живой, подвижной девочкой, хорошо рисовала, ходила в школу живописи, срисовывала картины в Русском музее, бегала в филармонию и на галёрки театров. В это же время она познакомилась с мальчиком Колей Максимовым, с которым они бывали повсюду вместе.
В 1939 году грянула советско-финская война. Колю забрали в армию. Когда его не стало рядом, Фаня почувствовала, что это тот единственный человек, который ей нужен. Раньше даже не подозревала, что без него ей не очень хорошо. И когда Коля вернулся, слава Богу, живым и невредимым, они срочно оформили брак. Фаня через знакомых нашла комнатёнку, где они и поселились.
Вскоре началась Великая Отечественная война. Колю призвали в армию, он ушел на фронт. Немцы быстро продвигались к Ленинграду и пригородам города, где жили родители Коли. Петергоф, Гатчина всё остаётся там, за линией фронта.
Фаня получала письма от Коли до конца зимы 1941 года, последние пришли из района обороны под Тосно. После этого долгая пауза, а потом приходит печальное сообщение, что Коля без вести пропал
Шли тяжёлые месяцы ленинградской блокады. Фаня работала со съемочной камерой в осаждённом городе, снимала ужасающие кадры голодной и холодной ленинградской блокады.
Но вот сняли блокаду Ленинграда, освобождены его пригороды. Фаня отправилась к родителям своего мужа Коли Максимова. Там узнала, что погиб и брат Коли, у него осталась жена Влада с сыном. Вскоре во время обстрела Владу убило, остался мальчик. Ему попал в голову осколок снаряда и повредил теменную косточку. Дед щипцами от сахара вынул этот осколок, у ребёнка осталась дырка в голове.
Фаня сказала: «Отдайте мне этого мальчика на воспитание, я его усыновлю, он будет такой, как мой Коля. Он так похож на него, такие же голубые глаза». Она забрала маленького Геночку с дыркой в голове.
В конце войны с фронта возвращается беременная сестра Фани Лена. Она не решила, что делать рожать или не рожать. Фаня уговаривает Леночку рожать: «Он у нас будет художник, у него будут ямочки на щеках, он будет кучерявый, и мы с тобой вместе его воспитаем». Леночка умирает во время родов. У Фани на руках остаётся еще один ребёнок. Теперь у неё два сына Геночка и Саша.
Мальчики обожали Фанечку. Саша стал художником, вошёл в каталог ста лучших художников мира. Старшего, у которого была травма головы, вылечили, но у него сохранились головные боли на всю жизнь. Он успешно работал конструктором в Петербурге.
После войны Фаня повсюду искала мужа. Ездила и на знаменитый остров Валаам, где был страшный Дом инвалидов. Там лежали обрубки, инвалиды войны, оставшиеся без рук и без ног. Ей всё казалось, что он где-то здесь. Так продолжалось до 1955 года, пока она не поняла, что всё бесполезно.
Потом Фаня дважды выходила замуж. С Марком Гордоном, бывшим фронтовым хирургом, прошедшим всю Великую Отечественную войну, они жили в полной гармонии. Им было по 85 лет, когда с ними познакомилась Инна Гордиенко.
Но история жизни и любви Фани Вязьменской имеет продолжение после её ухода из жизни.
В воронке нашли краски художника
В 2005 году в лесах под Колпино проводились поисковые работы, в результате которых были обнаружены останки красноармейцев и два черных медальона смерти.
Также в воронке нашлось около десятка странных пластмассовых прямоугольных коробочек белого цвета. Раньше на местах боевых действий поисковикам ничего подобного встречать не приходилось, однако, они были уверены в том, что где-то такие коробочки уже встречали. Наконец, кто-то предположил, что это «кюветы (кассеты) из-под красок. Эти атрибуты мирной жизни очень непривычно смотрелись рядом с останками солдата».
Из с трудом развернутого бумажного вкладыша медальона смерти и позже полученных архивных сведений, удалось определить личность найденного солдата и установить следующие данные о нём:
Максимов Николай Ефимович, 1915 года рождения, красноармеец 252-го стрелкового полка 70-й стрелковой дивизии. Уроженец Ленинградской области, города Новый Петергоф. Пропал без вести 25 декабря 1941 года.
Жена Вязьменская Фани Львовна. Адрес семьи: С-Петербург, 2 Старо-Конюшенный переулок, дом 41, квартира 19.
Из описания поисковой группы с реконструкцией предполагаемого боевого поля: «Место нахождения останков как раз расположено в полосе прорыва 70-й стрелковой дивизии, атаковавшей немецкие позиции. Ширина нейтральной полосы достигала здесь трехсот и более метров. Далее предположительно, в случае наступления наших солдат надо было преодолеть это расстояние бегом по болотистой равнине, покрытой, по-видимому, довольно толстым слоем снега. Эта низменная, наверно, уже после войны заросшая густым низкорослым кустарником и деревьями местность насквозь простреливалась ружейно-пулеметным огнем». Но всё это реконструкция, предположение, возможно, всё было и иначе.
Поисковикам удалось выяснить, что документы о пропавшем без вести Максимове Н.Е. в 1945 () году были переданы его жене, Вязьменской Фани Львовне, работавшей на киностудии «Леннаучфильм». Обратившись на студию, поисковики получили данные о Николае Максимове, который также был ее сотрудником.
Он родился 7 декабря 1915 года в городе Новый Петергоф. Из архивных данных известно, что Николай работал на киностудии с 1933 по 1941 год художником. Вначале мультцеха, а затем отдела комбинированных съемок. Вот так всё сошлось в воронке были обнаружены его краски. Насколько же надо было любить свою профессию, чтобы взять их с собой на фронт!
Память о Максимове сохранилась на студии и увековечена на мемориальных досках, в том числе на входе в здание.
Медальон и личные вещи были переданы на постоянное хранение в музей киностудии, в котором среди экспонатов есть стихи, написанные в память о Николае Фаней Львовной Вязьменской.
Останки Николая Ефимовича и других солдат были захоронены в воинском мемориале «Корчмино», расположенном в поселке Понтонный Ленинградской области.
Фаня Вязьменская обо всем этом так никогда и не узнала, она ушла из жизни в 1998 году.
Меня потрясает эта великая любовь, которая была пронесена через всю жизнь и так неожиданно напомнила о себе спустя годы после ухода из жизни Фани Львовны Вязьменской.
Автор: Адольф Островский
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Фанина любовь Фото: portamur.ru«После войны Фаня повсюду искала мужа. Ездила и на знаменитый остров Валаам, где был страшный Дом инвалидов. Там лежали обрубки, инвалиды войны, оставшиеся без рук

Фанина любовь Фото: portamur.ru«После войны Фаня повсюду искала мужа. Ездила и на знаменитый остров Валаам, где был страшный Дом инвалидов. Там лежали обрубки, инвалиды войны, оставшиеся без рук

.

Ваш комментарий