Мир красоты
Зародилось оно на Урале, на Демидовских заводах Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых.
По преданию, он изобрел масляный лак, «который на железе, меди и дереве ни мало не трескается и с которым никакие в России делаемые лаки в доброте и прочности сравниться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским».
Покрытие предохраняло изделие от внешних воздействий. Роспись дольше сохранялась, тем более что лак этот «когда в жаркой печи хорошо иссохнет, то как зерцало становится». Свой секрет передал мастер сыновьям Вавиле и Федору. Они писали на подносах «ярких бабочек и птиц». Позднее подносы стали украшать сюжетной и орнаментальной росписью.
На рубеже XVIII XIX вв. уральские подносы расходились по всей России.
История же жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами. Мастерские династий Лукушиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, портсигаров, чайниц, украшенных небольшими миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями. Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел.
Появление промысла именно подносов в Жостове связано с именем Филиппа Вишнякова, крепостного графа Шереметева. Откупившись на волю, он создал свою мастерскую, где и начали расписывать подносы сначала на папье-маше. Поэтому начало производства подносов в Жостово принято связывать с 1825 г. датой открытия самостоятельной мастерской О.Ф. Вишнякова, одной из трех наиболее крупных в Троицком уезде.
В середине и особенно во второй половине XIX века производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось, причем папье-маше заменило железо. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости. Процесс изготовления подносов с тех пор не изменился.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы. В 1839 г. железные жостовские подносы попали в каталоги Всероссийской промышленной выставки.
В этот период развития преобладали сюжетные композиции. Например, «Тройка», «Чаепитие». Такие подносы были деталью интерьера богатых купеческих домов, трактиров, где использовались, кстати, не только как украшения, но и по прямому назначению.
Подобно другим народным промыслам в 1910 г. Жостово переживало кризис. Спрос на подносы упал, производство сокращалось. Мастера уходили в сельское хозяйство, в отхожие промыслы. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она скоро распалась.
Лишь в 1920 г. с общим подъемом народного искусства и возрождением артелей во многих местностях возникли они и вокруг Жостова, а в 1928 г. объединились в одну «Металлоподнос», с 1960 г. переименованную в существующую и поныне Жостовскую фабрику декоративной росписи.
В 1920 1930 г.г. были нелегкими в истории Жостова. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостова понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, умели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.