Мир красоты
Непростая жизнь Матрены — дочери Григория Распутина в эмиграции
Фото: Матрёна Распутина с родителями.
Среди русских эмигрантов первой волны было много интересных и ярких личностей. Но одна женщина привлекала особое внимание, хотя сама этого не всегда хотела. Она сама называла себя Мария, хотя родители нарекли её Матрёной. Она была дочерью известнейшего царского фаворита Григория Распутина, а тень неоднозначной и громкой славы отца сопровождала её с детства и до последних дней её более чем непростой жизни.
Фото: Матрёна Распутина.
«Я — дочь Григория Ефимовича Распутина. Крещена Матреной, домашние звали меня Марией. Отец — Марочкой. Сейчас мне 48 лет.Почти столько же, сколько было отцу,когда его увел из дома страшный человек — Феликс Юсупов. Я помню все и никогда не пыталась забыть ничего из происходившего со мной или моей семьей (как бы ни рассчитывали на это недруги). Я не цепляюсь за воспоминания, как это делают те, кто склонен смаковать свои несчастья. Я просто живу ими. Я очень люблю своего отца. Так же сильно, как другие его ненавидят. Мне не под силу заставить других любить его. Я к этому и не стремлюсь, как не стремился отец. Как и он, хочу только понимания. Но, боюсь, — и это чрезмерно, когда речь идет о Распутине», — это слова из книги «Распутин. Почему», написанной его дочерью Матрёной. Той самой, чьей рукой когда-то было написано под диктовку отца его последнее письмо.
Фото: Семья Распутиных. В центре вдова Григория Распутина Параскева Феодоровна, слева — сын Дмитрий, справа — его жена Феоктиста Ивановна. На заднем плане — Екатерина Ивановна Печеркина (работница в доме).
К середине 1930-х годов только Мартрона и осталась в живых из всей семьи. Сестра Варя скончалась в 1925 г. в Москве от тифа. Брата Митю в 1930 году отправили в ссылку как «злостный элемент». В Салехард, вместе с ним отправились мать Параскева Федоровна и жена Феоктиста. Параскева Федоровна сгинула в пути. Сам Дмитрий, его жена и дочь Лиза заразились дизентерией и умерли в 1933 году, Дмитрий последним, почти в день смерти отца, 16 декабря.
Фото: Варвара Распутина. Фото послереволюционное, сохранено подругой. Повреждено умышленно, из опасения репрессий со стороны советской власти.
Матрена в октябре 1917 года, буквально за несколько дней до октябрьского восстания, венчалась с российским офицером Борисом Николаевичем Соловьевым. У них родились две дочери — Татьяна и Мария. Еще до рождения второй дочери семья эмигрировала в Румынию, потом Чехия, Германия. Франция…
Фото: Борис Соловьёв и Марочка.
Борис Николаевич открыл ресторан в Париже, но обанкротился, потому что соотечественники-эмигранты заходили пообедать, не имея денег. В 1926 году Борис Николаевич скончался от туберкулеза, и Матрена должна была сама зарабатывать на жизнь для себя и двух детей.
Вспомнив, что когда-то она обучалась в школе танцев балерины Императорских театров Девильер в Берлине, она стала актрисой кабаре.
Фото: Матрёна Распутина — танцовщица Императорского кабаре.
Ее номер заметил менеджер одного из английских цирков и предложил: «Войдешь в клетку со львами – возьму на работу». Вошла, что ж делать. Сменила имя – на афишах того времени ее рекомендовали как «Мари Распутин, дочь безумного монаха». Ее грозный «распутинский» взгляд мог заставить любого хищника прыгнуть в горящее кольцо.
Фото: Дрессировщица Матрёна Распутина.
Одного ее знаменитого распутинского взгляда достаточно, чтобы остановить любого хищника.
Она имела успех — вскоре на нее обратили внимание антрепренеры из Америки, пригласили выступать в цирке братьев Ринглинг, Барнум и Бейли, потом в цирке Гарднера. Однажды во время выступления на нее напал белый медведь. Карьеру укротительницы пришлось оставить. Мистическое совпадение – когда-то в Юсуповском дворце ее отец смертельно раненый рухнул на шкуру белого медведя – обсуждали все газеты.
Фото: Мария Распутина в госпитале.
Встреча в ресторане.
После столь грандиозной карьеры укротительницы Мария работала няней, гувернанткой, обучала русскому языку. В 1945 году она стала гражданкой США, поступила на работу на оборонные верфи и проработала там клепальщицей до самой пенсии.
Умерла Мария в возрасте 79 лет, 27 сентября 1977 года в Лос-Анджелесе, похоронена на кладбище Ангел-Роздейл.