День памяти и скорби.

день памяти и скорби. константин симонов и алексей сурков: ты помнишь, алеша, дороги смоленщины.. текст: лев аннинский сорок первый год неотвратимо вел их друг к другу. сурков годами старше: полтора десятка лет разницы в эпоху, когда год может идти

Константин Симонов и Алексей Сурков: Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.. 
Текст: Лев Аннинский 

Сорок первый год неотвратимо вел их друг к другу. 
Сурков годами старше: полтора десятка лет разницы в эпоху, когда год может идти за три, и все боевые. Сурков добрался до призывного возраста в 1918 году — и застал кончик Гражданской войны. 

«На белый снег по кромке клеша густая кровь стекает вниз. А ну-ка, мальчик мой, Алеша! Вперед, в штыки, за коммунизм!» 
Атака. Бой. Плен. 
«Бараки. Проволока в три ряда. Бетонный мусор крепостных развалин. Идут дожди. Проходят поезда. Три раза в день из Гапсала на Таллин». 
Так события воспроизведены поэтом. 

А вот как агитатором-пропагандистом, который, по собственному признанию Суркова, несколько мешал в его душе поэту, ибо соблазнял слишком простыми и ясными решениями. Советская власть открыла путь в поэзию, но прежде провела по маршрутам все той же науки ненависти: рядовой агитпропа, избач, уездный селькор, волостной стенгазетчик, борец с кулачеством, самогонщиками и хулиганьем, рядовой политпросвета, редактор комсомольской газеты, активист Пролеткульта… 
Симонов в эту пору — усилиями отчима (отец, генерал царской армии, погиб на фронте) становится в ряды курсантов советского военного училища. От отчима с раннего детства — солдатский образ жизни: мыл пол… чистил картошку… опаздывать нельзя… возражать не полагается… данное слово надо держать… ложь, даже самая маленькая, презренна… 

Правда — в стихах. Стихи — о грядущей войне. Сорок первый год все ближе. 

Он-то и сделает Симонова великим поэтом . 

Я помню, как это было. Эвакуация. Отец на фронте. Мать и тетка (подрабатывавшая машинисткой) смотрят листик из машинки и утирают слезы. Уловив момент, тайком смотрю, что за листик. Третья (или четвертая) копия. Но прочесть можно:
Жди меня, и я вернусь. 
Только очень жди, 
Жди, когда наводят грусть 
Желтые дожди… 
Сколько потом разгадывали силу этих строк! Допытывались: почему дожди желтые… Другие отвечали (например, Эренбург): если что и есть в этом стихе, так желтые дожди. Россия знать не хотела этих тонкостей: она прочла стихи и умылась слезами. 
Но и Алексея Суркова ждал на этом фронте звездный час. 

Константину Симонову передает он обет ненависти: «Когда я первый раз ходил в атаку, ты первый раз взглянул на белый свет». Теперь побратались — на Смоленщине. Слез нет. Сухая ярость. 

Как надо было скрутить душу для обета ненависти Куда схоронить жалость, нежность, любовь Или их уже не было 
Были. Спрятанные в письме к жене шестнадцать «домашних» строк, которые запросто и сгинуть могли вместе с письмом тогда же, осенью 1941го, когда Сурков прорывался из окружения под Истрой со штабом одного из полков. 

Вышел к своим, вынес написанное ночью, в окружении, упрятанное от ненависти: 
Бьется в тесной печурке огонь, 
На поленьях смола, как слеза, 
И поет мне в землянке гармонь 
Про улыбку твою и глаза. 

Где пряталась эта улыбка, эти глаза В какие закоулки сердца загонялись чувства 

Софья Кревс — вот кому посвящена эта песня. Как и все лирические стихи Суркова — за всю его жизнь. Софья Кревс — возлюбленная, невеста, жена. Нет ли потаенной символики в ее фамилии Не древние ли славяне — кривичи — дремлют в слове «Кревс», сохраненном балтийскими народами 

Ни одна из боевых песен Суркова, которые наизусть знала страна, не сделалась такой любимицей, как «Землянка». Апофеоз любви и преодоление ненависти — этим шедевром и суждено было Суркову войти в вечный синодик русской лирики. 

Симонов ответил. И именно Суркову: 

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, 
Как шли бесконечные, злые дожди, 
Как кринки несли нам усталые женщины, 
Прижав, как детей, от дождя их к груди, 
Как слезы они вытирали украдкою, 
Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! 
И снова себя называли солдатками, 
Как встарь повелось на великой Руси. 
Слезами измеренный чаще, чем верстами, 
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз: 
Деревни, деревни, деревни с погостами, 
Как будто на них вся Россия сошлась. 
И в смертный свой час, как и завещал, лег тут, на этом поле, под могильный камень. «Под Борисовом»… 

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, 
По мертвому плачущий девичий крик, 
Седая старуха в салопчике плисовом, 
Весь в белом, как на смерть одетый, старик. 
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их 
Но, горе поняв своим бабьим чутьем, 
Ты помнишь, старуха сказала: — Родимые, 
Покуда идите, мы вас подождем. 
«Мы вас подождем!» — говорили нам пажити. 
«Мы вас подождем!» — говорили леса. 
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется, 
Что следом за мной их идут голоса. 
«Жди меня!» — пронзило страну. «Мы вас подождем…» — страна откликнулась. 
МУЖСКОЙ РАЗГОВОР 
«В маленькой комнатке я застал Верейского, Слободского и Суркова, которого в первую минуту даже не узнал — такие у него были бравые пшеничные, с подпалинами чапаевские усы. Расцеловавшись, мы посидели минут десять, спрашивая друг друга о событиях, происшедших с нами за те несколько месяцев, что мы не виделись после Западного фронта. Потом я прочитал Алеше посвященное ему стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Старик расчувствовался. Я — тоже. Из-под койки была вытащена бутылка спирта, который мы и распили без всякой закуски, потому что закуски не было…» 

Из фронтовых дневников Константина Симонова 
НА ФОТО:Константин Симонов (слева) и Алексей Сурков. 1941 г.

Ваш комментарий