Мир красоты
Сегодня у меня была сессия с клиенткой. Грустная сессия. Очень грустная.
Ограничения в ее родительской семье были очень серьезные.
Будучи студенткой, она захотела пойти на йогу. Поделилась с семьей. А бабушка (несколько поколений семьи живут вместе) забеспокоилась: «Ты аккуратнее с этой йогой! Это же секта!».
То есть – опасно, надо быть осторожнее.
В действительности, все наоборот. Семья моей клиентки – самая настоящая секта. Замкнутая, огороженная от мира система, куда не может проникнуть ничего иного. Никакая инаковость не пройдет, потому что ассоциируется с опасностью.
По-настоящему опасно не иное, а невозможность опереться на себя и решить, что тебе подходит, а что – нет. Сколько тебе – мало, а сколько – достаточно. Той же йоги. Кому-то достаточно упражнений, а кому-то нужна еще и философия йоги. Кому сколько нужно.
Иное, напротив, может быть источником интереса, развития и ресурса. Если умеешь опираться на свои границы и можешь остановиться, когда тебе достаточно.
Отношение к инаковости в какой-то степени сообщает нам об ограничениях и о ресурсе семьи или человека.
Если отношение к инаковости, которая не угрожает в реальности, враждебное, то ограничения, скорее всего, очень серьезные.
Но вернемся к сепарации. Чем больше у родителя ответственности за свои процессы, тем легче она пройдет у ребенка.
Когда родитель способен признать свои собственнические тенденции, нежелание отпускать, и тем более соглашается их прожить, то есть отгоревать отделение ребенка, прожить злость, сообщить о своих чувствах ответственно: «Мне больно, потому что я не хочу тебя отпускать», ребенку легче.
Если родителю удается справиться со своим процессом, и вернуться в свою жизнь, не удерживая ребенка при себе, ребенку достаточно просто жить своей жизнью. Не нужно прикладывать никаких усилий для сепарации.
Когда родитель не признает свое нежелание отпускать, и тем более зависит от ребенка в своем ощущении себя как человека ценного и любимого, ребенку чрезвычайно тяжело отделяться. Он будет чувствовать вину и страх потерять родителя, и даже переживать страх смерти родителя из-за своего отделения от него.
А ограничения родителя, как я уже сказала, зависят от того, насколько он способен признавать реальность, как относится к инаковости, и может ли брать ответственность за свои процессы. Не перекладывая эту отвественность на своего ребенка и других людей.
Вероника Хлебова