«Чао, дорогой»: 6 ярких документальных фильмов

о жизни женщин.

1. Чао дорогой, я иду в бой.
Фильм, в русском переводе получивший рифмованное и ещё более эффектное название, посвящён актрисе Шанталь Уги, путешествующей по континентам и пробующей себя в разных ипостасях. В родной Италии Шанталь снималась в кино, в Японии работала фотомоделью, затем уехала в Нью-Йорк, где стала общаться с андеграундными музыкантами и петь в группе. Порвав с бойфрендом, решила временно уехать в Таиланд, чтобы сменить обстановку, и здесь наконец обрела себя. Произошло это благодаря восточным единоборствам: бывшая актриса стала многократной чемпионкой мира по муай-тай.

По описанию может сложиться впечатление, что это очередной фильм о расставании и пути к успеху. В действительности же всё куда сложнее: это портрет отчаянного и сильного человека, идущего до конца в поисках себя и способного на всё, кроме одного — продолжительных близких отношений. Настоящий выход своим эмоциям Шанталь находит только на ринге. «Если тебя не любили в детстве, то любовь для тебя — это что-то другое, это боль», — говорит бывшая актриса, рассказывая о деспотичном отце.

И конечно, это история о полной смене ракурса. Дело не в многочисленных странах и профессиях, оставленных Шанталь, а в том, что она, перепробовав традиционные «женские» амплуа, выбрала путь традиционно «мужской». Если раньше она появлялась в образе соблазнительницы, то теперь это боец с татуировками и волосами, взмокшими от пота. В параллельной реальности Таиланда Шанталь как бы создала себя заново, преодолевая боль и ломая стереотипы.

2. Закон Гелены.
Сотрудница полиции Гелена Кагнова раскрыла одну из самых известных преступных группировок Чехии — «банду Бердыха». Банда промышляла разбойными нападениями и похищением предпринимателей, у которых вымогала огромные суммы денег, не гнушаясь пытками и убийствами. Вместе с коллегой, который был тогда её гражданским мужем, Гелена вычислила и посадила пятьдесят членов банды, среди которых были и представители органов.

Фильм задумывался как история женщины-следователя, не побоявшейся пойти не только против преступников, но и против коррумпированных коллег. Затем режиссёру удалось встретиться с несколькими освободившимися из тюрьмы членами банды и взять у них интервью о том, как они смотрят на своё прошлое и как собираются жить с ним дальше. «Чтобы не перегружать фильм этой тёмной стороной, я решила ввести в него и себя как героиню. Я как бы контрастный представитель другого мира», — рассказывает Петра, объясняя своё появление в кадре.

В результате получилась захватывающая и поэтичная картина, рассказывающая не столько о конкретном уголовном деле, сколько о человеческой природе вообще. Причём женщинам отведена исключительная, почти сверхчеловеческая роль — это они спускаются в ад, освещая и препарируя мир жестокости. Гелена не только обошла всех коллег-мужчин и сумела раскрыть опасное дело: кажется, будто она одна может даже сочувствовать главарю банды Бердыху, когда ему отказывают в досрочном освобождении. Петра же, не боясь задавать преступникам неудобные вопросы и продолжая встречаться с ними, несмотря на их угрожающие выходки, выглядит сильнее и смелее представителей криминального мира.

3. Счастливый
Главный герой фильма — 60-летний немец, ухаживающий за молодой женщиной из Таиланда в качестве «фаранга» — зажиточного европейца, которого в нищей тайской деревне воспринимают как ходячий банкомат. Его дочь, она же режиссёр фильма Каролин Генрайт, пытается понять отца и примириться с тем, что у неё будет мачеха-ровесница.

Тридцатилетняя азиатка Тукта немногословно, но вполне откровенно отвечает на вопросы Каролин. Она говорит, что довольна, потому что была замужем дважды, и оба раза очень неудачно: один муж обманывал её, другой избивал. Поэтому в третий раз она бы не вышла за тайца, а если бы не встретила отца Каролин, пошла бы работать на завод. Этот взгляд на себя как на товар, с одной стороны, ужасает и разбивает надежды на искренность чувств невесты, а с другой — демонстрирует иное понимание любви и брака, а значит, и другие критерии счастья.

Каролин — свободная европейка из Гамбурга, ей отвратителен этот товарно-денежный обмен, но её отец — патриархальный немец Гюнтер — смотрит на ситуацию иначе. Так же как и Тукта, находящая в Гюнтере то, что ей нужно, в своей небескорыстной тайской подруге он находит то, что не может найти в соотечественницах. «Неужели ты настолько одинок, папа, что решился на такое» — «Да, Каролин, я настолько одинок», — Гюнтер отвечает столь искренне, что не сочувствовать ему невозможно, несмотря на ужасающие обстоятельства. Фильм поднимает проблему противостояния консервативного и прогрессивного мировоззрений, и отношение к роли женщины здесь играет определяющую роль.

4. Священная вода.
Бельгийский путешественник Оливье Журден рассказывает о древнем культе женской эякуляции в Руанде. «Один из моих героев, Калисса, был настоящим бабником и постоянно хвастал своими ночными похождениями и успехами, — рассказывает Оливье. — Как-то утром он показал мне мокрую простыню, сушившуюся на солнце. Мужчина с гордостью объяснил причину такой влажности, рассказав основополагающий миф о женской эякуляции. В легенде говорилось, что королева создала озеро Киву самым что ни на есть естественным результатом удовлетворения. Сначала я был в недоумении. Но позднее мне удалось найти различную литературу по этой теме, я обнаружил культуру удовольствия!»

Оказалось, что обильная эякуляция партнёрши — мечта любого руандца. По утверждению местных жителей, «священная вода» должна изливаться настоящим потоком, она делает мужчину счастливым и скрепляет отношения. Причём существует определённая техника извлечения «священной воды», связанная с клиторальной стимуляцией, она называется «куньяза».

Герои фильма рассказывают о своём понимании куньязы, и кажется, что они обладают уникальными знаниями о теле и наслаждении. Однако это поразительное богатство сексуальной культуры идёт бок о бок с внешней закрепощённостью. Центральный персонаж — харизматичная звезда радиошоу Вестин, которая говорит со своими слушателями о сексе и ездит по деревням с лекциями, направленными на уничтожение табу. «У кого из вас здесь есть клитор — спрашивает она своих слушательниц. — Тогда чего вы стесняетесь» Что характерно, для Вестин эта столь прогрессивная пропаганда сексуальности прямо связана с обращением к традициям, проявлением патриотизма и утверждением семейных ценностей.

5. Материнство.
Аннотация называет американо-филиппинский фильм Рамоны С. Диас волнующим путешествием в самый большой роддом в мире и прикосновением к таинству рождения жизни: «Сначала мы чувствуем себя чужаками, но постепенно лица женщин становятся знакомыми и близкими, а всё происходящее — увлекательным и захватывающим». Между тем это абсолютно душераздирающая панорама человекопроизводящего конвейера и лучшая визуализация феминистской претензии к обществу, рассматривающему женщину исключительно как инкубатор.

Аборты на Филиппинах запрещены, центральный роддом — огромный цех, где в одном открытом пространстве женщины и рожают, и готовятся к родам, и живут первые дни с ребёнком в условиях палаточного лагеря: кровь, кал, пот, слёзы, крики, смех, мёртвые младенцы, первое кормление. Все женщины в комплексе, включая врачей и медсестёр, будто связаны одной пуповиной. Вот роженица, которая не хочет расстаться с деньгами и даже во время схваток отказывается передать их мужу — медсёстры дружелюбно высмеивают её, а она так и рожает, держа грязные бумажки у себя на груди — легко и буднично, потому что это уже шестой ребенок. А вот другая девочка: «Сколько у тебя детей» — «Живых детей у меня пять». Поверх всего этого раздаётся голос в микрофоне: «Мамочки, вы родили ребёнка, вы получили новую жизнь, но позаботьтесь при этом, чтобы не потерять мужа: не допускайте, чтобы ваши волосы пахли кислым молоком, не забывайте мыться, следите за собой». Горячо рекомендуется к просмотру мужчинам всего мира.

6. Молчание Адрианы
Дебютная работа чилийки Ороско, ещё одно кино о женщине в так называемой неженской профессии, в которой, однако, лучше бы её не было никогда. Лиссет начала снимать фильм о собственной тёте после того, как её обвинили в работе на секретную службу Пиночета DINA и причастности к убийствам и пыткам. Эффектная, загадочная, сильная Адриана — гордость всей семьи — была не просто любимой тётей Лиссет, но и её ролевой моделью, более того — человеком, который «научил не бояться всегда говорить, что думаешь».

Острая политическая драма служит лишь фоном к личной драме Лиссет, которая пытается понять, кто сошёл с ума: весь мир или только её тетя. Ведь Адриана всё очень убедительно отрицает, говорит, что женщин не пускали в камеры пыток и что она не только не участвовала в этом, но долгое время даже ничего не знала. Адриана рассказывает, что служба в DINA дала ей, девушке из бедной семьи, подняться на самый верх, ужинать в посольствах, быть «королевой ночи» — иметь право выходить из дома во время комендантского часа. «Мне повезло, у меня было симпатичное лицо, я была привлекательной, и ко мне относились как к равной, — простодушно говорит она. — Это была лучшая часть моей жизни. Когда я узнала о том, что там происходило на самом деле, я плакала вместе с родными пострадавших».

Тем не менее слишком большое количество свидетелей говорит, что Адриана была одной из так называемых богинь цианистого калия: в обязанности агенток входило умение делать смертельные инъекции тем, кто уже прошёл через пытки. Понимание того, что Адриана лжёт, приходит постепенно, к концу фильма никаких сомнений в этом не остаётся.

Wonderzine

Ваш комментарий