Мир красоты
… и понять, умеете ли вы сами это делать
Наше окружение оказывает на нас огромное влияние и во многом определяет наши цели и ценности. Мы стремимся строить здоровые, близкие отношения, но не всегда выбираем для этого подходящих людей. Хотя имеено от этого зависит наш успех. И одна из задач родителей — научить этому подрастающих детей. Психотерапевт Мэрилин Мюррей разработала собственную методику, которая сможет вам помочь.
Она описывает процессы нормальной сепарации ребёнка от родителей и помогает не только подросткам, но и взрослым упорядочить свою жизнь и круг общения.
Четыре шага к здоровому окружению:
1. Нарисуйте собственные круги близости
Вот как это выглядит (смотрите фото)
В схему нужно вписать все, что представляет для вас особенную ценность: и людей, и сферы жизни
В эту схему необходимо вписать всё, что вас окружает. Сделайте это сразу, не читая дальше. В центре расположите то, что для вас наиболее ценно, а остальное распределяйте по степени важности для вас. В круги близости мы помещаем людей (себя самого, супруга, детей, родителей, начальников, сослуживцев) и различные сферы жизни (работа, хобби, спорт и так далее).
2. Проанализируйте то, что получилось
В центральном круге должны стоять вы сами. Если вы поместили в центр своего мира не себя, а что-то или кого-то другого — значит, это не ваш мир и вы живете чью-то чужую жизнь. Если у вас получился именно такой результат, это повод задуматься и пересмотреть свои приоритеты. Только став хозяином собственной вселенной, вы сможете научить этому детей.
Чем ближе располагаются к центру те или иные люди или сферы жизни, тем более они для вас важны. В разном возрасте эта схема выглядит по-разному. Для младенца, например, центр мира — не он сам, а мама, потому что без неё его выживание невозможно. По мере взросления ребёнок отделяет себя от матери, но родители всё равно остаются во втором, самом близком к центру круге, а уже потом идут друзья, игры, узнавание нового и так далее.
У подростка родители могут смещаться дальше, в третий или даже в четвёртый от центра круг, а его место занимают друзья, хобби, свобода, другие взрослые. Это нормально, это и есть тот самый процесс здоровой сепарации. Но этот процесс мы можем хотя бы частично проконтролировать и сделать так, чтобы окружение подростка было для него полезным и безопасным.
3. Оцените ваше ближайшее окружение
Задайте себе несколько вопросов по поводу каждого человека, который занимает значимое место в вашей жизни. Например:
Доверяю ли я этому человеку
Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах
Заботимся ли мы друг о друге
Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком
Отношения с этим человеком безопасны
Вы можете позволить себе быть рядом с этим человеком быть ранимым и уязвимым
Этот человек меня подбадривает и поддерживает в моих достижениях
Есть ли у нас общие интересы
Если вы набрали больше трёх «нет» — это повод задуматься о том, что этот человек делает в непосредственной близости от вас и не оказывает ли он негативное влияние на вашу жизнь, мешая строить гармоничные отношения и достигать успеха в делах, хобби или творчестве.
Если на большинство вопросов вы ответили «да» — всё в порядке, ваше окружение можно назвать здоровым и комфортным. Именно такое окружение способствует социальному успеху и развитию личности.
4. Научите ребёнка этой методике
Использовать эту методику можно не только с подростками, но и с детьми от пяти лет. Пока ребёнок маленький, анализировать схему будете вы, но с его помощью и участием. Что касается подростка, очень важно научить его объективно оценивать получившийся результат и задавать правильные вопросы, касающиеся людей, с которыми он общается. Тем самым вы научите его, во-первых, выстраивать долговременные близкие отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, а во-вторых, отсеивать людей, с которыми такие отношения выстроить невозможно.
Будьте готовы к тому, что ваш сын или дочь захочет проанализировать с помощью схемы не только своих друзей, тренеров, учителей, но и вас самих. Работая с кругами близости, спросите себя: вы готовы стать для вашего ребёнка тем человеком, которому он доверяет С которым может позволить себе быть самим собой, не притворяясь и не соответствуя Если да, будьте уверены: именно в этом случае, с вашей помощью и поддержкой, процесс сепарации и становления личности вашего подростка пройдёт благополучно.