Материнская функция утешения осуществляется в три этапа.

1. Ребенок испытывает сильные, почти невыносимые переживания. Неодолимая сила подражания заставляет мать испытать почти тождественные чувства
2. Используя свою способность к самоутешению, т.е. присвоенную когда-то самой функцию утешения, мать не тонет в «переданном» ей ребенком переживании и не блокирует его, но снижает его интенсивность. Такую ослабленную эмоцию мать открывает ребенку.
3. Теперь ребенок подражает уже ослабленной маминой эмоции и воспроизводит ее как собственное переживание. Он успокаивается.
Успех описанного процесса обеспечивается тем, что воспринятая ребенком ослабленная эмоция является той же самой эмоцией, которая вначале была воспринята матерью. Измениться должна только сила (количество) исходного переживания, но не его характер (качество). И уже к описанному обмену эмоциями добавляется диалог, речь, вербализация эмоций. Но если мать на первом же этапе заблокирует воспринятые сильные переживания, то помочь своему малышу она уже не сможет…
Таким образом,если произошло присвоение взрослеющим ребенком материнской функции утешения (что использует мать на второй этапе) постепенно делает для него излишними два другие этапа успокаивающего взаимодействия — первый (восприятие другим эмоции ребенка) и третий (восприятие ребенком его же исходного эмоции, но уже ослабленной другим).
Всегда, когда взрослый человек обращается за утешением к другому взрослому, осуществляется описанный механизм взаимодействия, включающий все три этапа.Только в ходе взросления происходит присвоение ребенком тех частей своей психики, которые вначале принадлежат матери, и психика ребенка все более полно становится принадлежностью его организма, его «собственностью».
И, наоборот, в той мере, в которой функция утешения ребенком не присваивается, его биологическое взросление не делает его в полной мере обладателем собственной психики: важнейшая ее часть по-прежнему ему не принадлежит, механизмы, обеспечивающие выполнение функции утешения, находятся за пределами его организма.
Ему, обделенному в правах собственности на важнейшие части своей психики, все время приходится для нормальной жизни привлекать других людей! при таких нарушениях, человек только рядом с другим человеком, на которого он возлагает выполнение не присвоенных им функций, может ощущать себя цельным. С другой стороны, человек с такими нарушениями нередко воспринимает близкого «другого» не как отдельного человека, но как продолжение самого себя.
Поэтому для такого человека разрыв с близким человеком, на которого в той или иной степени возложено исполнение материнской функции утешения, неизбежно воспринимается как катастрофа, как психологическая смерть. В этом — наиболее яркое и болезненное проявление не вполне присвоенной материнской функции утешения.
Ведь он (она) лишается не просто возможности общения с близким человеком — мамой, папой, мужем, женой, детьми, друзьями. Все намного хуже: он (она) лишаются важнейшей части своей собственной психики, а значит — лишаются себя, своей цельности. Это и порождает переживание психологической смерти.
Поэтому такие люди особенно тяжело и долго проходят период горевания по утрате, будь то смерть кого-то из родителей или просто прекращение супружеских отношений. Одна пациентка, крайне тяжело переживавшая разрыв с близким ей мужчиной, на вопрос психоаналитика, как ее утешала мама, сказала: «никак, я, скорее, успокаивалась, когда гладила кошку».
Существуют и другие проявления проблем присвоения материнской функции утешения. Иногда ставший взрослым ребенок ведет себя так, как будто он не имеет права осуществлять эту материнскую функцию, как будто такая забота есть обязанность других («взрослых») людей. Особенно ярко такое поведение присуще наркотически зависимым, а также психосоматикам.
Иногда, ребенок, не получивший в детстве достаточного опыта материнского утешения, чтобы его присвоить, в ходе взросления реализует собственную стратегию выживания, основанную на блокировании, «замораживании» любых тяжелых переживаний и враждебно реагирует на любые «унижающие» попытки утешения со стороны других людей…

Олег Вите

Ваш комментарий