Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино (часть 2)

Государство не обязано финансировать скверные блокбастеры, авторы которых хотят дать ответ Голливуду, понял КиноПоиск, изучив опыт других стран.

Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино
«По ту сторону надежды»

КиноПоиск продолжает рассказывать об опыте государственной поддержки национальных кинематографий других стран. Эта тема заинтересовала нас после заявления министра культуры РФ о повышении стоимости прокатного удостоверения до 5 млн рублей и после выхода в прокат кинокомикса «Защитники», получившего безвозвратные государственные субсидии. Как оказалось, только в России возможна государственная поддержка подобных фильмов, авторы которых хотят что-то доказать Голливуду, но при этом не несут никакой ответственности за свои кассовые провалы и низкое качество работы, не выдерживающее никакой критики.
Япония: телевидение и внутренний туризм
В затянувшейся войне за зрителя японские мейджоры давно смирились с тем фактом, что национальные телеканалы сильнее, богаче, могущественнее. В самых дорогих японских проектах зачастую можно заметить, что первым в титрах идет не киностудия, а один из самых топовых японских телеканалов, который поверил в проект, вложился в него и теперь будет крутить фильм следующие 20—30 лет. Одним словом, дюжая часть японских картин снимается в расчете на то, что на большой экран они никогда не попадут — либо будут продаваться на видеоносителях (что при почти полном отсутствии пиратства не так страшно, как в иных странах), либо уйдут сразу на ТВ.

В Японии нет квот на продвижение национального продукта. Хочешь снимать конкурентоспособные фильмы — крутись и выживай. Максимум, что сделало правительство за последние полвека, — ограничило киношный экспорт 48 процентами. Соответственно, у национальных фильмов есть 52%, но это совсем не значит, что им светит много сеансов в прокатной сетке. Скорее всего, как раз наоборот. Японцы любят американское кино. По количеству потребляемого голливудского продукта они много лет оставались второй нацией в мире. Теперь третьей. Но лишь потому, что китайских зрителей стало внезапно в десять раз больше. По статистике 2005 года, доходы от проката японских фильмов в кинотеатрах составляли всего лишь 5% от общей прибыли. Еще 12% от доходов приходили студиям от релиза на цифровых носителях. Основная статья доходов от большого кино (78%) — это деньги, пришедшие от продаж продукта на телевидение.

В Японии никто не будет стараться, чтобы фильм обязательно окупился в прокате, принес дивиденды и непременно был продан за границу. Но тогда почему в Японии снимается столько инди-кино, которое вряд ли попадет даже в телевизор Почему японские инди-фильмы самые многочисленные после американских Ответ простой: правительству плевать на кинобизнес как на бизнес. Для японских чиновников киношники — это не статья доходов в бюджет или элемент национальной пропаганды, а скорее источник повседневных проблем, для которых весь правительственный аппарат, собственно, и функционирует.

Киношники как дети малые. Ежедневной работой с ними занимаются аж пять министерств: министерство экономики, торговли и производства, министерство туризма, земель и транспортных средств, министерство почты, телекоммуникаций и прочих связей с общественностью, агентство по вопросам культуры, а также комиссия по контролю за торговлей. Чиновники из этих организаций курируют весь процесс, проводят бумажную работу.

Занимаются ли они вопросами, связанными с прокатом Практически нет. Вкладывают ли они бюджетные деньги Зачастую да. Есть, например, организация UniJapan, работающая на базе федерального правительства. Она каждый год организует сертифицированные программы, предоставляющие госфинансирование для инди-проектов суммами по 500—600 тысяч.

Не углубляясь в нюансы этого финансирования, обратим внимание только на один из них, который нам кажется крайне примечательным. Казалось, что может быть общего у киноиндустрии и министерства туризма Японии Последнее вкладывает нешуточные деньги в развитие внутреннего туризма. У каждого города, даже самого захудалого, есть своя программа развития, свои традиции, свои достопримечательности, свои праздники. И кино играет в этом нешуточную роль, вполне прикладную. Если в российском кино есть Москва, Питер и абстрактная провинция размером в страну, то любой человек, более менее насмотренный в японском кино, с удивлением понимает, что невольно начинает разбираться в географии Японии не хуже, чем ее жители.

Голливуд забыли спросить: Как и зачем другие страны поддерживают свое кино. Часть 1 Франция, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Индия
Германия: система подсчета баллов
Немецкий федеральный совет по кино (FFA) — независимая общественная организация, которая распределяет деньги на поддержку национального кинематографа — поддерживает производство немецких фильмо6

Ваш комментарий