Мир красоты
Кроме Алексея, медвежатам вряд ли кто помог бы, берлога в 10 км от поселка.
— В тот день я пошел в тайгу — проверить свою избушку после сильного ветра, — вспоминает Алексей Капошко. – Возвращался с зимовья напрямик. Вдруг гляжу: медведица лежит убитая. Некрупная, может, года два-три. Все внутренности наружу. Если раньше такого не видел – зрелище жуткое!
Алексей оторопел: у кого же рука поднялась Он который год промышляет охотой. Но меру знает – все по закону. Для жителя поселка Кедровый охота — неплохой «приработок». Сам за 120 км ездит на завод в Красноярск, а в свободное время занимается соболем.
— Медведем – ни-ни, не мой профиль! – качает головой 30-летний мужчина. – Это уметь надо, лучше валить его одним выстрелом, а то может скальп снять, задрать. Но есть у нас и медвежатники.
Жертвой одного из них стала молодая медведица. Все случилось 5 апреля, прикидывает он. Спустя день на труп наткнулся Алексей:
— Как ее разделали. Забрали мясо, сало, желчь, отрезали лапы. Их принимают в заготконторах за большие деньги. Все ради наживы.
Хрюкают, как поросята
Неожиданно лайка Алексея начала лаять, кидаться в берлогу. Та была рядом, под пнем. Мужчина прислушался: из дыры в земле кто-то урчал. Подошел, посветил фонариком – медвежата:
— Крошечные, месяц-полтора, не больше! – улыбается Алексей. – Меня увидели, сбились подальше – в кучу, хрюкают, как маленькие поросята.
Выходит, мать распотрошили почти на их глазах, смекнул охотник. Скорее всего, потыкали шестом и выманили из берлоги – прямо на мушку.
Алексей понимал: помочь медвежатам сейчас он не сумеет. Тем более ему надо был в город – на работу. Но бросить медвежат на голодную смерть не смог. Он знал: одни без еды малыши протянут неделю. Значит, время еще есть.
— Из дома я позвонил в зоопарк, в министерство, — рассказывает мужчина. – Но меня все отправляли в полицию. Приехал туда 7 апреля, написал объяснительную. А 8 вернулся за медвежатами – надо их выручать!
Кроме него, им вряд ли кто помог бы, берлога в 10 км от поселка, люди в тех местах бывают редко. Зато полно диких животных. Не дай Бог не успею, разорвет их зверье, переживал мужчина.
Уникальный случай
Еще дома смастерил для медвежат «санки»: приладил на короткие лыжи картонную коробку. И отправился в путь. Через час с небольшим был у берлоги. Глянул внутрь: живые, дождались:
— Я сначала думал, там два медвежонка. Давай доставать. Они маленькие, а все равно кидаются, пытались прокусить рукавицы. А зубы-то молочные! Одного тяну, другого. И тут оказывается, их четверо. Сам поразился. Даже трое медвежат у одной самки – это огромная редкость. А четверо – вообще уникальный случай. Три девочки и один мальчик. Двое чуть покрупнее, другие — совсем заморыши. Сами бы не выжили. Умерли бы от голода или зверье бы вытащило – сожрали. Вон от трупа медведицы мало что осталось. Растащили – лисы, соболя…
Если бы не Алексей, медвежатам было бы не уцелеть. Привез домой, накормил молоком из бутылочки. Чмокали, как дети. Оставить у себя малышей был не вариант. Лесному зверю не место в доме: у коровы пропадет молоко, собака будет на стену лезть.
Тогда-то и вспомнил: в прошлом году по ТВ показывали, как в Красноярске цирк бросил животных. На улице оказались медведи, верблюд, лошади. Это в мороз-30! Тогда их приютили в конном клубе «Храброе сердце», а потом нашлись и новые хозяева:
— Звоню: говорят, привозите! И мы начали собираться.
Сидят себе на руках
Дорогу до Красноярска медвежата перенесли легко. Их даже не укачало, вестибулярный аппарат хороший – по деревьям же лазают, смеется Алексей.
— Привез, заношу внутрь: лошадь как отпрыгнет, собаки залаяли. Но ничего, привыкают быстро. Я на следующий день навещал медвежат: запах конюшни уже впитали. Скорее всего, в цирк заберут. Они маленькие, дрессировке быстро поддадутся. Вчера навещал – они на руки залезли и сидят себе.
Сейчас медвежата чувствуют себя отлично. Для них сколотили просторную будку, постелили туда сено.
— Мир должен быть не без добрых людей! – разводит руками администратор конного клуба Мария Третьякова. – Тем более мы с таким уже сталкивались. Помните, когда дрессировщик кинул своих питомцев и сбежал Среди них было трое медвежат-подростков. А эти еще совсем малыши. С такими мы столкнулись впервые. Поэтому консультировались у ветеринаров, специалистов «Роева ручья».
Малыши еще обживаются. Побаловать их чем-то вкусным пока не получается: пьют только молоко. Граммов по 100, четыре раза в день.
— Имена мы им еще не дали, боимся привязываться, — признается Мария Третьякова. — Понимаем: все равно придется их отдать. Держать у себя медвежат постоянно мы не можем. Сейчас у нас вал звонков, но все от частных лиц. Но отдавать им малышей мы не видим смысла. Если это будет цирк или зоопарк, тогда другое дело. Звонили уже из Госцирка, из природоохранного министерства, обещали помочь.
Одного из медвежат – самого слабенького – временно отдали на передержку женщине из Березовки (это в пригороде). Она опытная, выходила уже много животных. И у нее медвежонок совсем окрепнет, надеются в клубе.
ВАЖНО
Браконьеров ждет наказание!
Владимир Званцев, заместитель министра природных ресурсов и экологии Красноярского края:
Если подтвердится факт браконьерской добычи, будут свидетельские показания или фото/видео-доказательства, органы полиции выявят нарушителей. Ни один подобный случай у нас не остается без внимания. За такое предусмотрена в том числе и уголовная ответственность.
Напомним, существует два сезона, когда официально разрешена охота на медведей. Это осенний период – с августа до 30 ноября – и с 15 апреля по 31 мая. Разрешение выдается на отстрел одной особи.
То, что браконьер оставил сиротами медвежат, дополнительно не наказывается. Единственное: для их перемещения в другие места в любом случае нужно получить разрешение. А, если его на руках нет, это тоже будет браконьерством. Имеется в виду изъятие медвежат из среды обитания.
kp.ru
#спасение_животных #медведь #медвежата #животные