Как помочь ПОДРОСТКУ пережить ПОТЕРЮ

by Carl E Pickhardt Ph.D. (психолог, штат Техас), Psychology Today Feb 2017

Все подростки могут испытывать боль от потери, когда им может потребоваться поддержка родителей.

Потери неизбежны: большинство людей не начинают взрослую жизнь, не пережив одну или несколько потерь.

Распространенными
потерями в подростковом возрасте являются: развод родителей, смерть
близкого человека, разрыв дружеских отношений, последствия травмы или
ограниченных способностей, провал в достижении цели, переезд, поражение в
соревновании, снижение статуса или необходимость покинуть школу,
неоправданные ожидания, отвержение со стороны романтического партнера,
болезненное чувство разочарования от разрушения иллюзий.

Прежде
всего, значимая потеря может восприниматься подростком как глобальная
катастрофа. «Я – одна сплошная боль», — вот так молодой человек описал
свою реакцию на внезапную смерть близкого друга. — «Я в шоке, я
совершенно раздавлен».

Будучи подавленными случившимся,
подростки чувствуют, что не могут справиться с обрушившейся на них болью
— что чувствовать, о чем думать, как действовать, с чего начать
восстановление

Обращение к различным аспектам горя, когда мы
раскладываем одну большую потерю на своего рода составляющие, часто
является действенным способом помочь подростку в этом состоянии.

Сопереживая
испытываемому подростком чувству тотального опустошения и
замешательства, родители могут начать осторожно задавать вопросы,
позволяющие определить, «где болит больнее всего».

Трудно помочь
человеку пережить потерю до тех пор, пока он не сможет локализовать
свою боль. Это может быть сделано с помощью осторожных вопросов, чтобы
понять, где боль от потери ощущается особенно остро и требует
приоритетной помощи.

Ниже перечислен ряд вопросов (это не
исчерпывающий список!), которые родители могут задать подростку, чтобы
понять, как он пытается справиться с горем и восстановиться, ведь
значимая потеря может проявлять себя по-разному.

Потеря понимания: «Почему и как это произошло» — потребность в объяснении.
Потеря связи: «Чего мне будет не хватать больше всего» — потребность пережить траур.
Потеря силы: «Что мне сделать, чтобы пережить это» — потребность в концентрации имеющихся ресурсов.
Потеря направления: «Что мне теперь делать со своей жизнью» — потребности в установлении новых целей.
Потеря мотивации: «Как мне выдержать это» — потребность в силе духа, одобрении и поддержке.
Потеря надежды: «Чего мне еще ждать от жизни» — потребность в новых стимулах.
Потеря репутации: «Что подумают обо мне люди» — потребность в восстановлении социального статуса.
Потеря поддержки: «На кого я могу положиться теперь» — потребность в заботе и поддержке окружения.
Потеря самоуважения: «Кто я такой после случившегося» — потребность к восстановлении чувства собственной ценности.
Потеря
привычного уклада жизни: «Как я смогу жить без того, к чему я привык» —
потребность в новом опыте и формировании новых привычек.
Потеря уверенности в себе: «Смогу ли я справиться с этим» — потребность в усилении эффективности.
Потеря идентичности: «Когда так много потеряно, что осталось со мной» — потребность в пересмотре своей личности.
Потеря смысла: «Что важно для меня сейчас» — потребность в восстановлении доверия и установлении новых целей.

Эти
вопросы помогут локализовать и диагностировать боль от значимой потери,
сосредоточиться на том, о чем необходимо поговорить с подростком в
первую очередь, и наметить шаги, которые следует предпринять для того,
чтобы справиться с ситуацией.

Так, в случае с подростком,
который потерял близкого друга в результате несчастного случая, наиболее
важными оказались вопросы, связанные с потерей понимания («Как это
могло случиться»), связи («Как мне теперь справиться с одиночеством»),
направления «Что мне делать с моей жизнью теперь»), поддержки («С кем
мне теперь общаться»), привычного уклада жизни («Как мне теперь
перестроить свою жизнь») и идентичности («Кто я такой без моего лучшего
друга»).

Помогая преодолеть потерю, родители могут чуть позже
помочь подросткам увидеть определенные преимущества в превратностях
судьбы. Ведь любая потеря в какой степени дарует свободу – свободу от
чего-то и свободу для чего-то.
Это «свобода от» — прежних условий и ограничений, и «свобода для» — новых открытий и возможностей.

Таким
образом, подросток, восстанавливающийся после внезапной смерти близкого
друга, теперь получил свободу, которая позволит ему не ограничивать
свою деятельность тем, что они всегда делали вместе с другом.
У него появляется и «свобода для» — для общения за пределами узкого круга взаимодействия друг с другом.

Большинство
подростков проходят через значимые потери в жизни. Шокирующие и
неожиданные, они являются болезненной частью жизни. Помогая подростку
переживать потерю, родители могут оказать ему действенную поддержку.

Внимательно выслушав его, они проявляют сочувствие и сопереживание, разделив с подростком эмоциональное потрясение.
Задавая конкретные вопросы, они помогают подростку локализовать боль в процессе переживания потери.
И
наконец, помогая взглянуть на испытания судьбы под другим углом зрения –
родители дают подростку шанс увидеть новые возможности для роста и
укрепления силы духа.

Ваш комментарий