Эуфония: говорящая роботизированная голова с кудряшками

Летним днём 1846 года в большом Египетском зале Британского музея в Лондоне Джозеф Фабер представил публике одно из самых странных изобретений XIX века. Посетители заплатили по одному шиллингу за то, чтобы в тускло освещённой задней комнате увидеть Эуфонию, машину, которая могла похвастаться своей способностью воспроизводить человеческую речь.

Над инструментом, похожим на пианино, размещалась женская роботизированная голова. Её лицо, обрамлённое кудряшками, безучастно смотрело на толпу. Профессор Фабер, стеснительный немецкий астроном, стоял за клавишами своего устройства, отчаянно надеясь на то, что присутствующие по достоинству оценят его изобретение.

Над разработкой Эуфонии Фабер трудился двадцать пять лет. Она, бесспорно, была впечатляющим достижением инженерной мысли. Движение челюстей, губ и языка Эуфонии осуществлялось при помощи четырнадцати фортепианных клавиш, в то время как функцию лёгких и гортани выполняли мехи́ и язычковый музыкальный инструмент из слоновой кости. Оператор мог отрегулировать тон и акцент речи Эуфонии, повернув небольшой винтик или установив трубку в её носу.Говорили, что Фаберу понадобилось целых семь лет, чтобы научить свою машину правильно произносить букву «e».

Выставка в Египетском зале
началась с того, что Эуфония произнесла:

«Пожалуйста, простите меня за моё медленное произношение… Доброе утро, леди и джентльмены… Сегодня тепло… Но идёт дождь. Buon giorno, signori»

Зрителям было предложено попросить Эуфонию проговорить слова, которые они хотели услышать, на любом из европейских языков. В конце Фабер заставил машину спеть гимн «Боже, храни Королеву!» в честь своего первого лондонского шоу.

Вопреки ожиданиям Фабера, его изобретение не особо впечатлило присутствующих. Джон Холлингсхэд, владелец театра, в своих мемуарах «Моя жизнь» (1895 год) написал о Фабере и его Эуфонии следующее:

«Профессор выглядел неопрятно. По его волосам и бороде было видно, что он давно не был у парикмахера. Я не сомневаюсь, что он спал в одной комнате со своей фигурой – научным монстром Франкенштейна. Я почувствовал тайное влияние идеи: им было суждено жить и умереть вместе… Профессор нажал на клавишу, и слова зазвучали медленным, нарочито хриплым, мрачным голосом. Они доносились, будто из глубины сырой могилы».

За год до лондонского дебюта Эуфонии влиятельный учёный и директор Смитсоновского института Джозеф Генри уже вовсю бредил о возможных применениях этой машины. Он предлагал соединить две Эуфонии при помощи телеграфной линии, чтобы одна могла вслух читать телеграммы, посланные другой. По сути, это был бы телефон.

Тем не менее, были и люди, которые восторженно отзывались об Эуфонии. Газета «The Times» заявила, что машину «должен увидеть каждый, кто может себе это позволить, чтобы удовлетворить своё любопытство и выразить восхищение гением». Так почему же общественность так категорически отвергала машину Фабера

Ответ, возможно, кроется в мысленном эксперименте, проведённом специалистом по робототехнике Масахиро Мори в 1970 году. Согласно предположению Мори, причина неприятия заключалась в том, что робот был слишком похож на человека.

Людям нравилось то, что Эуфония могла воспроизводить человеческую речь. Они были в восторге от того, что одним поворотом винтика или нажатием клавиши можно было изменить акцент и язык машины. Им не нравился безразличный взгляд Эуфонии, её странный резиновый язык, пустой рот и тот факт, что она как будто «дышала», когда Фабер настраивал мехи́.

Несмотря на то, что Эуфония была очень похожа на человека и умела говорить, она всё равно оставалась бесчувственной куклой.

Шоу Фабера в Лондоне потерпело провал. Он продолжил свой тур с Эуфонией по провинциям Англии, но, по словам Холлингсхэда, здесь его изобретение вообще не оценили.

Спустя десять лет после лондонской выставки обезумевший Фабер сначала уничтожил Эуфонию, а после покончил с собой…

Ваш комментарий