Мир красоты
Впервые в истории России, благодаря
увеличению продолжительности жизни, встретились сразу шесть поколений.
Так чем же мы отличаемся друг от друга В каком поколении больше всего
миллиардеров, а в каком мизантропов, как современные дети будут
обмениваться информацией и создавать семьи и что нам делать, чтобы
избежать конфликта поколений, рассказывает руководитель проекта
«RuGenerations – Теория поколений в России» Евгения Шамис.
До 10-12 лет при схожих внешних
условиях у каждого из нас формируются взгляды, приоритеты, установки,
привычки, которые рождают похожесть людей одного поколения. Теория
поколений позволяет понять поведение и спрогнозировать, как люди одной
поколенческой группы будут реагировать в тех или иных ситуациях на
какие-либо действия извне. Поколения цикличны, они завершают цикл
примерно каждые 80 лет.Эти периоды называются по временам года:
весна, лето, осень, зима. Весна – период интенсивного роста, лето –
стабильности и некоторой стагнации, осень – начало перемен, зима – время
кризисов. Мы живем в период «зимы», но он сменится «весной» примерно к
2024 году. Теперь давайте разберемся, как формируются поколенческие
ценности.
Как формируются ценности
Поколенческие ценности не меняются в течение всей жизни и формируются под влиянием следующих четырех факторов:Первый
– большие события, например Олимпиада-80 или Олимпийские игры в Сочи,
полет человека в космос, теракты 11 сентября 2001 года. Эти события на
слуху у всех детей не только двора, но и района, города, страны, мира.Второй
– посыл из окружающей среды: «выполнить пятилетку за четыре года»,
«голосуй или проиграешь», «поколение пепси», «кредит под проценты»,
«семейные ценности».Третий фактор – воспитание. В семьях
разных поколений делаются акценты на разных вещах и используются разные
ключевые слова. Раньше детей учили «быть храбрыми», теперь учат
«постоять за себя» и «быть лидером».Четвертый фактор –
дефицит или то, чего не хватает поколению. Во времена СССР дефицитом
были книги, и они до сих пор крайне важны для поколения, жившего в те
годы. Поколение современных детей хоть и растет во времена высоких
технологий, не получает достаточно живого общения, поэтому и стремится
поделиться с миром каждым своим переживанием.Конфликт поколений
возникает из-за разницы совокупности этих факторов. Но найти компромисс в
общении необходимо. Сегодня в России живут представители шести
поколений.
Чтобы не запутаться в названиях поколений,
познакомим вас с 10-летним Даниилом (на иллюстрации выше – справа). Он
представитель нового поколения Z, которое пока формируется. Для примера
мы использовали средний возраст представителей поколений. Дяде Даниила
30 лет, родителям – 40, бабушке и дедушке – 60, прадедушке – 80, а
соседу-долгожителю, с которым Даниил часто общается, – 97 лет.
Отметим, что рожденные на границе поколений, с разницей +/- 3 года, так называемые Пограничники, обладают качествами сразу двух поколений.Самые
активные поколения, с которыми мы чаще всего сталкиваемся сегодня, –
три последних: Даниил (Z), его дядя (Y) и родители Даниила (X).
Рассмотрим их подробнее.
Поколение Х (1964–1984). Самое
многочисленное поколение. Отличные психологи. Умеют адаптироваться к
любым ситуациям, находить язык с разными группами и аудиторией. Самые
самостоятельные из всех поколений. Они с детства были предоставлены сами
себе: родители всегда были на работе. Свободное время X (мама и папа
Дани) поводили на улице. Поэтому все умели делать сами – приготовить,
одеться, сделать уроки.Ответственные, даже слишком. Не любят
неоправданную похвалу в свой адрес, сами не щедры на нее. С детства
приучены к мобильности и самостоятельности (кружки, секции, лагеря).
Успех для них – стабильная работа, машина, дом (квартира), семья и
состояние «солнца», как в детстве.
Любовь глазами буддийского монахаКакой тип личности – шизоидный20 причин, по которым другие вас ни в грош не ставят
Главная / Точка зрения / «Да что вы хотите от этого поколения!»: как нам ужиться друг с другом
15 795
текст: Марина Великанова
«Да что вы хотите от этого поколения!»: как нам ужиться друг с другом
Впервые в истории России, благодаря
увеличению продолжительности жизни, встретились сразу шесть поколений.
Так чем же мы отличаемся друг от друга В каком поколении больше всего
миллиардеров, а в каком мизантропов, как современные дети будут
обмениваться информацией и создавать семьи и что нам делать, чтобы
избежать конфликта поколений, рассказывает руководитель проекта
«RuGenerations – Теория поколений в России» Евгения Шамис.
Когда вам за 40: признание женщины средних лет42788Вся правда о «тихом» вербальном насилии35847Четыре стадии жизни: как избежать неудачных решений7920
До 10-12 лет при схожих внешних
условиях у каждого из нас формируются взгляды, приоритеты, установки,
привычки, которые рождают похожесть людей одного поколения. Теория
поколений позволяет понять поведение и спрогнозировать, как люди одной
поколенческой группы будут реагировать в тех или иных ситуациях на
какие-либо действия извне. Поколения цикличны, они завершают цикл
примерно каждые 80 лет.Эти периоды называются по временам года:
весна, лето, осень, зима. Весна – период интенсивного роста, лето –
стабильности и некоторой стагнации, осень – начало перемен, зима – время
кризисов. Мы живем в период «зимы», но он сменится «весной» примерно к
2024 году. Теперь давайте разберемся, как формируются поколенческие
ценности.
Как формируются ценности
Поколенческие ценности не меняются в течение всей жизни и формируются под влиянием следующих четырех факторов:Первый
– большие события, например Олимпиада-80 или Олимпийские игры в Сочи,
полет человека в космос, теракты 11 сентября 2001 года. Эти события на
слуху у всех детей не только двора, но и района, города, страны, мира.Второй
– посыл из окружающей среды: «выполнить пятилетку за четыре года»,
«голосуй или проиграешь», «поколение пепси», «кредит под проценты»,
«семейные ценности».Третий фактор – воспитание. В семьях
разных поколений делаются акценты на разных вещах и используются разные
ключевые слова. Раньше детей учили «быть храбрыми», теперь учат
«постоять за себя» и «быть лидером».Четвертый фактор –
дефицит или то, чего не хватает поколению. Во времена СССР дефицитом
были книги, и они до сих пор крайне важны для поколения, жившего в те
годы. Поколение современных детей хоть и растет во времена высоких
технологий, не получает достаточно живого общения, поэтому и стремится
поделиться с миром каждым своим переживанием.Конфликт поколений
возникает из-за разницы совокупности этих факторов. Но найти компромисс в
общении необходимо. Сегодня в России живут представители шести
поколений.
Чтобы не запутаться в названиях поколений,
познакомим вас с 10-летним Даниилом (на иллюстрации выше – справа). Он
представитель нового поколения Z, которое пока формируется. Для примера
мы использовали средний возраст представителей поколений. Дяде Даниила
30 лет, родителям – 40, бабушке и дедушке – 60, прадедушке – 80, а
соседу-долгожителю, с которым Даниил часто общается, – 97 лет.
Отметим, что рожденные на границе поколений, с разницей +/- 3 года, так называемые Пограничники, обладают качествами сразу двух поколений.Самые
активные поколения, с которыми мы чаще всего сталкиваемся сегодня, –
три последних: Даниил (Z), его дядя (Y) и родители Даниила (X).
Рассмотрим их подробнее.
Поколение Х (1964–1984). Самое
многочисленное поколение. Отличные психологи. Умеют адаптироваться к
любым ситуациям, находить язык с разными группами и аудиторией. Самые
самостоятельные из всех поколений. Они с детства были предоставлены сами
себе: родители всегда были на работе. Свободное время X (мама и папа
Дани) поводили на улице. Поэтому все умели делать сами – приготовить,
одеться, сделать уроки.Ответственные, даже слишком. Не любят
неоправданную похвалу в свой адрес, сами не щедры на нее. С детства
приучены к мобильности и самостоятельности (кружки, секции, лагеря).
Успех для них – стабильная работа, машина, дом (квартира), семья и
состояние «солнца», как в детстве.
Поколение Y (1985–2003) – поколение
социальных сетей. У них часто несколько смартфонов, они много времени
проводят в соцсетях. Потребитель-Y (дядя Дани) знает, какой товар и по
какой цене ему нужен. При этом ему все равно нужны рекомендации
консультанта и реклама. Когда дело касается покупок, его «доверенное
лицо» – интернет.Y не торопятся начинать самостоятельную жизнь,
обзаводиться собственным домом. Их привычная модель жизни – съемное
жилье, часто на несколько человек, зато в центре, – новая модель
коммуналок. Они не хотят концентрироваться только на решении
профессиональных задач, как их родители, поэтому говорят о балансе
работа–жизнь. Совмещают учебу и работу с занятиями спортом, музыкой и
другими увлечениями – им важно найти себя и получить психологический
комфорт, в том числе на рабочем месте. Престижная работа и высокая
должность не самоцель. Из-за развития соцсетей постоянно сравнивают себя
с другими и испытывают неуверенность. Волнуются из-за непонимания
своего будущего.
Поколение Z (2004–2024) правильнее назвать
«домоседами». Дети этого поколения все время под присмотром, их
практически никуда не отпускают одних. Еще их называют «поколением
национальной безопасности», потому что именно ей уделяют особое внимание
в школах, детских садах, дома. Из-за этого у поколения сложилось
ощущение небезопасности в обществе.Информация про Z
предварительная, поскольку точно определить ценности поколения можно,
лишь когда его представителям исполнится 18 лет. Но уже сейчас можно
отметить, что материальные ценности для них не главное. А вот бережливое
отношение к вещам, как к своим, так и к вещам организации, важно.Они
будут искать работу по душе. Им необходимо простое понятное счастье:
создать семью, устроиться на хорошую работу. Любят родителей,
выстраивают близкие отношения, им нравится заботиться, мечтают о
собственной семье и детях. Быть умным – модно, поэтому Z много читают,
изучают несколько языков и хотят быть развитыми в разных сферах. Хорошо
держат внимание на уроках и лекциях.
Как же ведут себя три активных поколения X, Y, Z друг с другом и другими поколениями в различных областях жизни
Продолжение следует…
ИСточник: