Мир красоты
Тело, являясь инструментом социализации оказывается тем, при помощи чего мы предъявляем в мир себя. А точнее, в современной реальности, тем, кем мы хотим, чтобы нас видели.
Отношение к телу, стыд и ненависть к нему формируются в определенных условиях.
Следует отметить, что «официальный» вес тела женщины за последние десятилетия (под влиянием индустрии красоты, масс-медиа и др.) искусственно уменьшен как минимум на 5—7 кг. Естественные формы женского тела расцениваются как чрезмерные. Поэтому желание есть по потребностям организма оценивается как чревоугодие и невоздержанность. Ведь быть слабой, безвольной, потакающей себе (то, что часто проецируется на избыточный вес) — те параметры, которые отвергаются и обесцениваются. Даже быть худой недостаточно, если к этому не приложена дисциплина.
Внешность кажется той сферой, в которой легко контролировать реакцию на себя и других людей. Женщины живут с идеей о том, что им с их телами нужно что-либо делать: худеть, качать, сушить, менять. Естественные тела не достаточно хороши, чтобы быть принятыми. Естественные изменения организма — беременность, роды, старение, растяжки, тонус — представляется как то, что нужно преодолевать, делать незаметным.
Если мы получаем послания: «Нельзя быть такой, нужно быть какой-то другой», «Такая как я есть — я неправильная и такой не буду принята», появляется стыд. Стыд «кто я есть».
Послание «твое тело не подходит, измени себя» попадает в самый центр, заставляет сомневаться в доверии своему телу и создает необходимость создавать тело, которое будет формировать видимость того, кто я есть через изменение телесной формы.
И тогда способ справиться со стыдом — предъявить форму, не показаться.
Спрятать себя, быть «как бы» и вместо отвергаемого себя (или аспектов себя) показать форму, которую не отвергнут. Например, есть идея, что стройное тело будет одобрено, и нужно привести себя в форму, которая соответствует этой проекции и показывать ее. «Похудею — покажу. Покажу стройное тело, но не покажу себя».
В стыде запечатан ужас быть недостойным другого или других. В той или иной мере работа с телесным стыдом всегда связана со способностью справляться с отвержением и обесцениванием, также с распознаванием собственных потребностей, а не попыткой все время соответствовать чужим ожиданиям.
Одной из конечных задач терапии, связанной с негативным образом тела и телесным стыдом, является переживание собственной ценности и возможность отвечать отказом на токсичные интроекты «Ты не такой, стань другим».
Но, чтобы так рисковать, важно обрести устойчивость и ориентацию в зонах своей застыженности и уязвимости.
Как происходит интроецирование стыда
Что важно заметить в процессе терапии
Во-первых
Всегда есть тот, кто стыдит. Для начала важно помочь идентифицировать стыдящего человека или группу людей.
Мы рождаемся с доверием к телу. Но со временем мы воспринимаем реакции и оценки людей на наше тело, верим им, и начинаем воспринимать как свои. Постепенно мы отдаляемся от тела, все заметнее перестаем его чувствовать и начинаем исправлять, так называемые, недостатки.
Приведу пример в пищевой метафоре:
Кто-то сказал «у тебя толстые ноги». Отравленная идея. Которую хорошо бы не взять, а выплюнуть, т.е. обнаружить агрессию: «Мне это не подходит. Мое тело — мое дело». И вместо того, чтобы заметить, что это — гадость, этот интроект помещается вовнутрь, как бы съедается. К такому обесценивающему описанию возникает отвращение (как к некачественной еде). Но так как по отношению к себе испытывать отвращение в чистом виде и продолжительное время невозможно, со временем оно трансформируется в стыд, «со мной что-то не так». Или на примере приведенного интроекта, идея «у меня толстые ноги» становится собственным стыдным убеждением.
Автора «замечательного» послания можно и забыть, а вот стыд за какую-то часть себя, или за себя целиком, остается внутри.
В сегодняшнем мире в свете отношения к телу мы можем получать достаточно много обесценивающих комментариев, не обязательно от близких, но и по касательной, находясь в определенной среде. Кстати, самое большое количество девочек с анорексией приходят с опытом занятий художественной гимнастикой и реже — других спортивных и танцевальных школ. Культ худобы, работы над собой и ужаса от пары «лишних» килограмм активен среди девочек уже 8-9 лет. Вот таким образом «отвратительное чужое» становится «стыдным своим».
Во-вторых
В терапии очень важно вернуть способность к распознаванию отвращения. Рассмотреть к чему, к каким идеям оно не было замечено. Также риск возвращать чужие оценки, проявлять агрессию. «Мое тело — мое дело». Для критического восприятия комментариев важно сформировать свое мнение о собственной ценности, предъявление себя из нее. Все люди нуждаются в критериях оценки, необходимо развивать уважение и достаточное внимание к способности самостоятельно оценивать, опираясь на собственное восприятие. С другой стороны есть отвержение или лояльность окружающей среды.
Можно ли проигнорировать среду Скорее всего, нет. Но внутренний фокус оценки дает устойчивость и способность не отвергать себя под влиянием среды или интроекта.
Жить, рискуя разочаровать другого и свой собственный идеал.
Сложность работы в этой теме состоит еще в том, что застыженный человек не чувствует тела, он отсутствует в контакте с собственными чувствами. В терапии важна работа по возвращению телесной чувствительности, возвращению тела, а также интеграции и переструктурированию образа тела. Образ тела определяет то, как человек переживает и познает его, какие связи и отношения существуют между ним и его собственным телом, как он обходится с ним, с собой и другими. Это также и то, что человек впитал внутри своей семьи, среды, культуры.
В связи со всем вышесказанным, работа в этом аспекте начинается именно с осознавания телесного опыта, для того, чтобы позволить из него возникнуть образу тела, поддерживая процесс интеграции образа тела и эмоциональных аспектов, обнаружения и создания образа себя в контакте с другими людьми.
Литература:
Баер Удо«Творческая терапия — терапия творчеством», 2013.
Вульф Наоми «Миф о красоте. Стереотипы против женщин», 2016.
Дольто Франсуаза «Бессознательный образ тела», 2006.
Дольто Франсуаза «Ребенок зеркала», 2004.
«История тела»/Под редакцией А.Корбена, Ж.-Ж.Куртина, Ж.Вигарелло, 2014.
Автор:
Татьяна Назаренко
психолог, психотерапевт, супервизор
Источник: